Федеральную повестку потрясла утренняя новость о взрыве в здании архангельского управления ФСБ: известно об одном погибшем и двух-трех раненых (число уточняется). Полковник запаса ФСБ, экс-зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков, размышляя о происшествии, не исключает «человеческий фактор» — причины могут крыться в мести личной или государству. Публикуем колонку бывшего силовика.
Я думаю, что в стране идет нарастание радикальных настроений. Они нарастают и шире, и глубже, где есть куча ограничений и преследований. Неважно, по каким причинам — политическим, религиозным или каким-то иным. Россия — страна запретов, страна, погружающаяся в глубокий кризис, в том числе в кризис, который влияет на психику людей. Заставляет их впадать в отчаяние, а в этом состоянии люди способны на совершенно безумные поступки. Я, конечно, не хочу сказать, что оправдываю методы террористических действий — взрывов и поступков в духе «керченского стрелка». Это ничем не может быть оправдано, но надо понимать, что постоянная подавленность, запреты и ограничения не только угнетают народ.
Радикализация в России достигает критического уровня. Я не знаю, кто совершил в Архангельске взрыв (в здании ФСБ. — Прим. ред.), но в любом случае я уже предсказывал, что начнутся нападения на отделения полиции, отделы ФСБ, поскольку действия самой системы вызывают волну недовольств. И эта волна может трансформироваться во что угодно — в мирный протест или что-то более серьезное.
Вспомните случай с «приморскими партизанами», которые совершали тяжкие преступления, в том числе убийства сотрудников полиции. Помимо того, что многие осуждали, находились люди, которые считали действия «партизан» допустимыми ввиду жесткой коррумпированности всей полицейской системы, защиты ими интересов от людей, погрязших в коррупции.
Я думаю, что сейчас идет нагнетание ситуации. Мы видим, что ФСБ применяет методы провокации и пыток. Только что в Москве состоялась акция «За наших и ваших детей», которая была несанкционированной властями, потому что разоблачала ФСБ, рассказывала о применении недозволенных методов к задержанным и арестованным.
Я не исключаю, что при сохранении противостояния правоохранительной системы и народа появится все больше и больше людей, выступающих за свои интересы, связанные не только с политикой. А, например, экологией — люди (вспомните, к примеру, Волоколамск) защищают право дышать чистым воздухом. Каждый день нарастает желание свести счеты с властью и с людьми, которые ее представляют.
Я надеюсь, что деградация ФСБ не достигла такого масштаба, что преступление (в Архангельске. — Прим. ред.) не будет раскрыто. Вопрос стоит о том, узнаем ли мы правду о мотивах. Личные обиды, месть — да все что угодно! Версий могут быть тысячи.
Взрыв в здании архангельской ФСБ 29.ru освещает в режиме онлайн.
Геннадий Гудков