Город «Теракты — это что-то ужасное»: анархисты — о поступке архангельского взрывателя

«Теракты — это что-то ужасное»: анархисты — о поступке архангельского взрывателя

Представители анархистской «тусовки» не видят причин героизировать подростка, взорвавшего ФСБ

Взрыв на проходной здания ФСБ прогремел около девяти утра 31 октября
Источник:

В интернете до сих пор обсуждают взрыв в управлении ФСБ, который произошёл неделю назад. Ежедневно появляются новости о задержаниях людей, которые были связаны с архангельским анархистом или как-то высказались о его поступке. В Москве на подростка, общавшегося с Михаилом Ж., завели уголовные дела. В Калининграде возбудили дело против местного анархиста, назвавшего террориста героем. Мы пообщались с представителями анархистской «тусовки» из разных городов и узнали их мнение.

О природе анархизма в авторской колонке уже рассуждал историк Михаил Копица. О том, как социальные сети влияют на умы подростков и почему не всегда легко распознать намерения молодых людей, высказывались психолог, интернет-технолог и участник радикальных веб-сообществ. В интервью 29.ru певец Дельфин, рассуждая о трагедии, заметил, что у молодежи много энергии, которую нужно обязательно куда-то направить, но порой для этого нет условий. Полковник ФСБ в запасе Геннадий Гудков видит в поступке архангельского студента ещё один знак того, что радикализация в стране достигла критического уровня.

Группа анархистов, Иркутск:

Наша группа позиционирует себя анархо-коммунистами, как и собственно тот парень из Архангельска. Анархо-коммунизм — это одно из течений анархизма, и традиционно разбивается на несколько направлений, одно из которых — иллегализм — занимает принципиальную позицию в отношении действий. Для иллегалистов единственный эффективный путь борьбы с государством — это акции «пропаганды действием», в том числе насильственным путем.

Мы себя иллегалистами не позиционируем, и наша деятельность идет в ключе общественном. Мы занимаемся проектами, организацией акций, лекций, держим анархистскую библиотеку, ведём соцсети. Мы также считаем государственные системы и принуждение неприемлемыми, однако видим на данный момент возможность действия в других сферах, без насилия. Финальным ключом изменений мы видим скорее социальную революцию, нежели некое «отмирание государства».

Деятельность анархистов как любого политического движения в первую очередь — агитационная. И направлена, с одной стороны, на критику текущей ситуации, с другой — на объяснение и распространение альтернативных ценностей свободы, самоуправления, самоорганизации. Множество анархистов задействованы в благотворительных, социальных и прочих проектах, которые могут нести отпечаток идей, но политическими являются очень опосредованно.

Мы далеки от мысли героизировать архангелогородца. Но все эти рассуждения в рамках «психологизма» и поиска «душевных причин» уводят от главной темы его действия — мести тем людям, кто имеет почти неограниченную власть, и это он описал довольно кратко и прямо. Факты применения этой власти всплывают в СМИ постоянно. Но почему-то некоторые это не хотят воспринимать всерьез, вероятно, неслучайно.

Все отсылки к «был маленький» тоже выглядят не лучше. Хочется напомнить, что у нас призывают в армию с 18 лет, где людям дают боевое оружие и готовят убивать других. 18-летний парень может самостоятельно решить служить по контракту и поехать воевать в горячие точки, но подростку менее чем на год младше отказывают в самостоятельности решений. Не лучше и крики некоторых про «провокаторство», тут вообще много чуши и конспирологии, на наш взгляд. Вполне возможно, что этот случай в дальнейшем используют для закручивания гаек, как бывало не раз. Всё же, несмотря на видимую жесткость контроля, ни ФСБ, ни «Штази», ни АНБ никогда не будут столь эффективны, чтобы предсказать или предотвратить изменения, если они идут в умах людей.

Мы рассматриваем этот случай как его личное решение, которое, разумеется, как и любое действие любого человека, продиктовано обстоятельствами, в том числе ситуацией в стране, но свободу воли и самостоятельного анализа все же никто не отменял.

Предположительно, архангельский подросток оставил это сообщение за несколько минут до взрыва

Анархист, Беларусь:

У меня анархистские политические взгляды. Это значит, что я выступаю за создание и распространение горизонтального способа организации и самоуправления во всех сферах. Другими словами, заменить вертикальную структуру управления, где есть начальники и подчиненные, на горизонтальную, где высшим органом управления является всеобщее собрание, и решения принимаются либо мажоритарным большинством, либо консенсусом. Такая система предполагает равенство людей, поэтому я выступаю против дискриминации по любым признакам: гендерным, расовым, этническим, по признаку сексуальности и так далее.

В экономическом смысле идея горизонтальности предполагает коллективную собственность на ключевые ресурсы. Грубо говоря, заводом, фермерским хозяйством, IT-компанией или школой управляют те, кто там работает, и они же распоряжаются всем имуществом. Производственные кооперативы планируют свою деятельность совместно с потребительскими. В итоге цель всего этого — свобода личности. Чтобы у нас было больше возможности заниматься любимыми делами, чтобы работа приносила радость.

Я заинтересовался анархизмом из-за панк-культуры. Слушал в юности всякие группы вроде «Сектора Газа», «Короля и Шута», затем более «трушных» панков. Там очень часто упоминается анархизм. Но когда я действительно стал вникать в то, что это за направление, я понял, что с этим панком он не имеет ничего общего, и люди не знают, про что поют.

Мои взгляды касаются не только «высокого» уровня устройства всего общества или социальных институтов, но и бытового плана. Я считаю, что нужно относиться к людям с уважением, элементарно не перебивать в разговорах, помогать своим друзьям, близким и знакомым, поддерживать друг друга. Наверное, это не всегда получается, но я стремлюсь быть «хорошим человеком», как бы это ни звучало пафосно.

Я думаю, сообщества анархистов в соцсетях — это в основном чаты конкретных организаций или инициатив. Например, если люди занимаются «Едой вместо бомб» или анархистской библиотекой, то у них, наверное, есть какие-то внутренние чаты, где они координируют свою работу. Есть страницы разных организаций или просто анархистские медиа. Там они пишут какие-то новости, публикуют статьи. На них подписаны не только анархисты.

С одной стороны, я думаю, что аргументацию этого парня можно понять — сейчас на слуху действительно много откровенного произвола со стороны силовиков и ФСБ в частности. Плюс значительная часть населения живет просто в нищете, перспектив очень мало. Отсюда и такая озлобленность.

С другой стороны, я думаю, что можно выбирать более рациональные способы изменить ситуацию. Достижение анархистского общества — это очень большая работа. Это просвещение, это обучение, это творчество. Мы живем в эпоху, когда люди очень разобщены, государство разрушило все горизонтальные связи. Поэтому нам нужно по крупицам собирать «социальность». Взрывами тут не поможешь.

В этом и противоречие. С одной стороны, мы, анархисты, выступаем за свободу всех людей, а лишить кого-то жизни — это лишить свободы. Это такое ценностное, мировоззренческое или даже философское противоречие, и в анархизме есть разные течения — некоторые анархисты — пацифисты, некоторые — апологеты насилия. Большинство считают, что насилие применять можно, но осторожно, что это пусть и неизбежное, но зло. При этом здесь под насилием понимаются не теракты. Вообще, сегодня теракты это что-то ужасное, чем занимаются какие-то исламские фундаменталисты — убивают мирных людей. Все анархисты однозначно против этого. Подавляющее большинство анархистов, может, и не осудят убийство представителя власти, но сами никогда этого не сделают.

Напомним, 17-летний подросток взорвал самодельную бомбу на проходной архангельского управления ФСБ 31 октября. Он погиб, пострадали трое сотрудников службы безопасности. Как минимум одного из них экстренно прооперировали, а позднее их всех перевезли в московские больницы. Следственный комитет России назвал произошедшее терактом и возбудил уголовное дело. В соцсетях распространилась информация, что ответственность за теракт взял на себя анархо-коммунист. До сих пор власти не называют его имени. По неподтвержденным данным, это второкурсник политехнического техникума. Вечером 31 октября корреспонденты 29.ru побывали в районе, где жил молодой человек. Соседи подтвердили, что днём в квартире его родителей прошёл обыск. В Перми из-за событий в Архангельске вызвали в ФСБ местную активистку. В Краснодаре допросили участников политических чатов в соцсетях, а в Москве завели уголовное дело на подростка, который общался с архангельским террористом и параллельно с ним собирал бомбу. Губернатор Поморья Игорь Орлов связал теракт с протестными акциями. Оппозиционер Алексей Навальный, в свою очередь, предложил главе региона заняться делом, а не обвинять организаторов митингов в подобных трагедиях.

Элла Микушева

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Елки на фоне луж и грязи». Архангелогородец считает, что город слишком рано украшают к Новому году
Юрий Скородумов
Корреспондент
Мнение
Тут жили мы: в Архангельске стоит наполовину снесенный дом с вещами съехавших жильцов
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления