Керамические персонажи жительницы Каргополя Виктории Грицуник напоминают иллюстрации из старых детских книжек. Такие любила раньше мастерица, а сегодня она сама — мама. Когда появляется свободное время от домашних и семейных забот, она садится за любимое дело. Вооруженная простыми инструментами из быта и природы, вдохновленная мелочами жизни, Виктория создает уникальные авторские изделия.
От Сочи до Якутии, и в разные уголки мира
Больше 10 лет Виктория Грицуник занимается керамикой. Из-под ее рук выходят львы, лягушки, коты, черепахи, собаки, рогатые и многие другие интересные зверята и персонажи, — все, как живые, с настроением, характерами и эмоциями.
— Определенному стилю не следую, просто делаю, как чувствую, — говорит нам Виктория. — Могу слепить пять котов, но у каждого будет свой образ. Когда крашу изделие, ловлю общее настроение. Мне интересно пробовать разные гаммы и в целом экспериментировать. Иногда получаются необычные сочетания цветов — как их повторить, сама не знаю. Поэтому каждое изделие уникальное. Чтобы идеи приходили, нужно постоянно быть в процессе. Делать наброски, рисовать с натуры.
Виктория не любит хвастаться, но в Сети мы увидели много восторженных отзывов из разных уголков страны о ее работах. Живая керамика отправляется по всей России, — от Сочи до Якутии и не только, — некоторые работы уже в Израиле, Казахстане, Украине. Сама мастерица переехала в Каргополь из в Тверской области. Художественной керамике училась в Подмосковье. По совпадению Каргополье славится своими глиняными игрушками, Виктория говорит, что когда-нибудь обязательно попробует такую сделать.
Быт художницы: чудеса за кухонным столом
Интерес к керамике появился во время учебы в Абрамцевском художественно-промышленном колледже имени В. М. Васнецова. На старших курсах Виктория уже делала изделия на заказ, потом сама стала преподавать и заочно училась на графического дизайнера.
— Обзавестись сегодня своей мастерской было бы идеально, но пока мы только переехали, и приходится трудиться дома, — комментирует Виктория — В таких условиях работать нужно аккуратно, хотя без пыли и грязи от глины не обойтись, поэтому дома некоторые идеи мне не воплотить. От свинцовой глазури пришлось отказаться — у меня маленький ребенок. Но уже стало попроще — появился свой стол! Это большое продвижение! Ведь раньше я делала все за кухонным. Поели, убрали, — сажусь за керамику, а потом отмываю рабочее место.
Пока ребенок спит, мама создает живую керамику. Какие-то персонажи быстро делаются, на другие нужно несколько дней. После лепки изделие надо подсушить, убрать все неровности. Печка без программы, поэтому обжиг занимает много времени, температура выставляется вручную и периодически проверяется.
— После первого обжига печь остужается, глазурь затирается в графику, все это красится, замываются донышки, а потом аккуратно выставляется в печь, чтобы изделия не соприкасались, — в этом мне помогает супруг. Иногда полтора часа нужно, чтобы выставить керамику в печь.Потом идет второй обжиг. Одно изделие может обжигаться до четырех и больше раз, пока я не добьюсь идеального ровного цвета без проплешинок на поверхности. Конечно, я стараюсь быть аккуратной, но мне нравится, чтобы в изделии сохранялась живость, то есть ровно, четко и абсолютно симметрично — это точно не про меня как художника. Я считаю, должно быть видно, что это не фабричная, а ручная работа. Слишком правильные работы, если честно, мне даже не нравятся, — признается Виктория.
Уникальность от листика под ногами
Специального оборудования нет — муж напилил досочек, на них все и лепится. А инструменты остались с прошлых лет. Обычную кисточку с обратной стороны можно по-своему заточить для работы по сырой глине, или еще лучше — фигурно вырезать одноразовую палочку для японских суши. Еще Виктория делает печатки из глины, обжигает и наносит ими красивые узоры.
— Главное — смотреть на жизнь открытыми глазами, видеть мелочи, — говорит Виктория. — Отпечатать на глине можно какой-то листик с интересной фактурой, который лежал под ногами, отпечатать можно и древесную кору или даже старый тюль. Муж порой приносит мне разные находки, которые дают красивые эффекты.
Сделать керамику основным доходом сложно — мастеру не перепрыгнуть выше своих сил. Можно, конечно, задирать цену, но Виктория хочет, чтобы больше людей могли приобрести ее изделия. В то же время много средств идет на ту же глину и глазурь разных видов. На одну закупку требуется до 10 тысяч. И чтобы их заработать, придется потрудиться пару месяцев. Все упростила бы новая печка, но на нее тоже нужно накопить — стоит примерно 100 000 рублей.
— Я не жалуюсь ни в коем случае! Если бы мне не нравилось, занималась бы чем-то другим, — говорит Виктория. — Я по-настоящему получаю удовольствие от керамики. Просто таковы реалии: часто мастерам приходится работать где-то еще. Я работаю пока женой и мамой, и стараюсь совмещать с этим любимое дело. Подумываю открыть кружок, готова делиться своими навыками. Однако мне бы не хотелось, чтобы керамика превратилась в рутину.
Хочется делать что-то доброе
В плохом настроении и без души не сделаешь этих забавных котов или милых ежей. Легко представить их на странице детской книги или даже мультфильм с их участием. Виктории нравится литература прошлого. В детстве у нее было много разных книг: и в твердых обложках, и в мягких. Советские книжки для нее — что-то особенное:
— У меня была книжка-корзинка. Книжка-тёплый хлеб. Своему ребенку все подряд тоже не буду покупать. Иллюстрации должны быть живые, от руки. А современная объемная компьютерная графика мне совсем не нравится. Когда мы росли, не было в постоянном доступе мультфильмов. Помню, брали кассеты у соседей. Перегрузки образами не было. А теперь по телевидению, в интернете, да и на книжных полках, увы, много безвкусицы. Может, и мне проще было бы продать что-то более массовое, но хочется нести доброе, светлое, человеческое — чего сегодня так не хватает.
Елена Ионайтис