Город Колонка психолога Управление гневом: психолог из Архангельска рассказывает, как жить в травмированном обществе

Управление гневом: психолог из Архангельска рассказывает, как жить в травмированном обществе

Валентина Морозова — о том, как увидеть себя изнутри и оценить со стороны

Психолог, культуролог, арт-терапевт и руководитель общественной организации «Арт-Север» Валентина Морозова

Бывает так, что к близким мы чувствуем гнев, агрессию, раздражение, а бывает, что они к нам. А ещё мы видим, как агрессию проявляют наши дети. И мы удивляемся, пугаемся и возмущаемся. Откуда это в них? Что с этим делать? Как научиться справляться с эмоциями экологично?

Наступает момент, когда наш гнев становится насилием. И это не обязательно физическая агрессия, психологическое насилие не менее разрушительно для отношений.

«Так уж вышло, что мы живем в травмированном обществе»

В любой момент можно столкнуться с насилием или стать его автором. Мы раним друг друга чаще, чем задумываемся об этом. Иногда просто повторяя за другими. Иногда просто не осознавая. А скорее всего, в ответ на причиненную кем-то боль. Нам редко объясняют, что делать с последствиями насилия как пострадавшим, так и причиняющим. И это небезопасно для нас. Жить в открытом и безопасном мире — одна из важнейших ценностей для любого человека.

Отсутствие эмпатии, проблемы с личными границами, с агрессией, самооценкой, деструктивное толкование образов «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», зависимость от общественного мнения, неумение разрешать конфликты, неумение строить доверительные отношения, — всё это предпосылки к насилию в отношениях. А что такое насилие? Чем оно отличается от конфликта? Ведь многие путают понятия и считают конфликт насилием или наоборот — насилие конфликтом.

«В конфликте стороны равны и решают какую-то проблему. И если конфликт конструктивен, то в итоге находится решение, устраивающее обе стороны»

В насилии нет равности — это всегда унижение, подавление другого человека, причинение ему вреда. В наших реальных отношениях границы между конструктивным конфликтом и насилием размыты. Мы не всегда умеем отделить решение проблемы от взаимных оскорблений. Не всегда готовы принять иную точку зрения как данность, а не как выпад против нас лично. Культура общения развита в нашем обществе недостаточно хорошо. Многие из нас не умеют спорить без крика, не умеют принимать иные взгляды, не умеют отстаивать свою позицию без излишней агрессии.

Посмотрите на ток-шоу по обмену мнениями, на комментарии в интернете, на общение в рабочих коллективах, общественных местах, на политические дебаты. Мало примеров конструктивных диалогов. Крайне мало. Как быть друг для друга безопаснее? Чем больше об этом думаю, рассказываю, чем больше занимаюсь этой темой, тем больше понимаю, как это нужно всем нам.

С одной стороны, нужно бережно и с любовью относиться к себе и выстраивать границы так, чтобы не навредить своим чувствам, не стесняться говорить об этом, просить и принимать поддержку. А с другой, для того чтобы в отношениях не скатиться в насилие, нам следует разобраться и проработать своего «внутреннего агрессора». Это непростое решение. Непросто работать с той частью себя, которая небезопасна для окружающих.

«Это часто нелюбимая, отвергаемая часть нашей личности, а иногда, наоборот, мы ей тайно гордимся как своей сильной стороной»

Но мы не хотим ее видеть целиком и признавать последствия. Однако если мы решаемся принять ее существование и взять ответственность за свои действия — мы получаем возможность ей управлять. Мало того, мы получаем силы, которые кроются в этой части личности, и теперь можем использовать их себе и другим на благо. Сделать это непросто. Над решением этой проблемы бились и бьются многие философы, социологи, психологи. Одним из решений, которое выбрала я, стала программа «Управление гневом».

Она направлена на устранение насилия из отношений и поиск альтернативы.

И протестирована программа на тренингах в группах молодых людей 14–15 лет, находящихся на специальном контроле воспитательной службы школы в связи с их агрессивным поведением. С ней ознакомились в формате мастер-классов молодые семьи, студенты и коллеги на конференциях в пяти регионах. Идет работа на нескольких уровнях: ценностном, ментальном, эмоциональном и телесном.

В итоге снижается уровень агрессии, повышается эмоциональный интеллект, меняется отношение к своему поведению в конфликтных ситуациях и развивается саморегуляция. Арт-терапия — это язык, на котором может говорить каждый, причем о том, что трудно, и даже о том, что не замечаешь. Она помогает глубже и детальнее увидеть себя изнутри и в то же время со стороны. Я верю, что эта программа принесет много пользы людям и уменьшит количество насилия в отношениях.

«Само собой, чуда не происходит сразу. Но арт-терапия тем и хороша, что имеет долгое время последействия»

А подкрепляемая последующим обсуждением процесса с группой и дальнейшей работой с арт-терапевтом, фиксированием собственных инсайтов и составлению личного плана изменений, она даёт глубокий и долговременный процесс трансформации.

Я понимаю, что весь мир изменить мне не под силу, но я делаю свой шаг на этом пути, а рядом идут коллеги из Питера, Москвы, Архангельска, Вологды, Череповца, Астрахани, Екатеринбурга, Карелии, Самары... Нас мало в масштабе целой страны, но мы есть. И это хорошо.

Валентина Морозова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
ТОП 5
Мнение
«Сами создаем себе проблемы»: урбанист объяснил, чем плохи отдельные фазы для пешеходов
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Архангелогородка не ест мясо: чем она питается
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Мой лучший пиджак — с мусорки»: журналистка 29.RU рассказала, как экономит на одежде
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления