Город проблема Сбросить груз ненужности: как в Северодвинске подростков из детдома готовят ко взрослой жизни

Сбросить груз ненужности: как в Северодвинске подростков из детдома готовят ко взрослой жизни

Чтобы они не стали одинокими и не запутались проблемах, ребят поддерживают наставники

Вступить во взрослую жизнь без потрясений не всегда удаётся даже детям из благополучных семей — с мамами и папами. А что, если ты совсем один?

Сиротам-подросткам сложнее найти семью, чем малышам. После выпуска из детдома воспитанники порой просто не знают, к кому идти с проблемами. Им кажется, что теперь они предоставлены сами себе: одна сложность за другой может привести к полному отчаянию. В северодвинском детском доме поняли, что детей надо «ловить» еще в подростковом возрасте, пока они не вступили во взрослую жизнь, — искать им наставника. И это вовсе не то же самое, что родитель. Как это работает, 29.RU рассказали кураторы доброго проекта «Два капитана», который помогает сиротам не запутаться в жизни и рассчитывать на опору со стороны.

80% сирот — одни при живых родителях


Северодвинский детский дом на вид как типичный детский сад: двухэтажное здание в черте города, невысокая ограда. На площадке под присмотром взрослых играют дети. Внутри светло и пахнет гороховым супом. В кабинете психолога нас приветствует Наталья Ангел, педагог и координатор проекта «Два капитана». Этот проект действует при поддержке благотворительного фонда «Арифметика добра» — тут помогают сиротам от 12 лет обрести взрослого друга-наставника, который поможет социализироваться и подготовиться к самостоятельной жизни.

Благодаря этому можно решить многие сложные проблемы подростка, а для самих наставников — это возможность сделать свой вклад в доброе дело и поделиться жизненным опытом.

По словам педагога Натальи Ангел, тема усыновления становится все более популярной и социально одобряемой. Только 20 % детей в России — сироты. И 80% из них — социальные сироты, то есть при живых родителях или родственниках.

«Детей нужно "ловить" в переходном возрасте, до выпуска»


Такой вывод сделала педагог и координатор проекта «Два капитана» Наталья Ангел, которая руководит службой постинтернатного сопровождения выпускников:

— Не все дети могут прийти после выпуска из детдома и признаться, что у них есть проблемы. Будто есть установка, что они покидают нас навсегда и безвозвратно. А сложности случаются у каждого, где бы он ни вырос. Многие ломаются под прессом проблем, бросают учебу, работу, забывают о планах на будущее… Я поняла, что детей нужно «ловить» в переходном возрасте, до выпуска, чтобы дать им уверенность в завтрашнем дне. В итоге нам помог московский благотворительный фонд «Арифметика добра», который занимается проблемами детей-сирот. На площадке нашего детского дома фонд реализует программу «Шанс» — онлайн-репетиторство для ребят старших классов для подготовки к выпускным экзаменам. После личного знакомства я предложила провести проект наставничества. Так, фонд выиграл президентский грант на реализацию проекта по наставничеству «Два капитана» по Архангельской области.

Сам проект работает два года, а в Архангельской области с осени 2018 года и реализуется в Северодвинске, Вельске, Котласе и Плесецке. Программа северодвинского детского дома отличается тем, что наставники общаются с детьми из одного учреждения. Поэтому есть возможность собирать всех участников в одном месте, лучше контролировать процесс и быстрее оказывать помощь.

Наставничество — это не опека


Усыновление — пожалуй, лучший расклад, когда дети входят в новую семью. Это как кровное родство: можно поменять имя, отчество и даже дату рождения, чтобы сохранить тайну усыновления. В приемной семье ребенок сохраняет все льготы, положенные по статусу сироты, но живет в замещающей семье родственников или людей, прошедших обучение. Приемная семья также должна отстаивать все законные права и льготы своих воспитанников. Возмездная опека финансово поддерживается государством, а в случае ухода за ребенком идет в трудовой стаж. В обоих случаях происходит стопроцентное вкладывание в жизнь и воспитание ребенка.

А вот наставник — необязательно потенциальный родитель. Это может быть просто старший товарищ. Человек, который поможет подростку почувствовать свою значимость, узнать себя самого и принять обстоятельства своей жизни через общение.

— Какими бы ни были биологические родители, нужно правильно трансформировать историю ребенка. «Мама не плохая, она не могла о тебе позаботиться, поэтому она отдала тебя сюда ради лучшего будущего» или «Ты такой молодец! Уверены, что твои родители тоже обладали такими способностями и очень гордились бы тобой», — объясняет педагог и координатор проекта «Два капитана» Наталья Ангел.

 — Ребенку важно видеть в себе лучшие качества и сбросить груз ненужности

Идеальный наставник — это взрослый, который осознает ответственность перед своим подопечным. Он готов помогать ребенку в течение всей жизни и стать его сильным плечом.

Кажутся ровесниками, но это наставник и воспитанник


Воспитанник детского дома Дима помогает перетащить диван, чтобы нам было удобнее общаться, и робко садится рядом со своим наставником Натальей. Они кажутся ровесниками, но это не так: Диме уже 16, и по правилам проекта разница в возрасте между воспитанником и наставником не должна быть меньше 10 лет.

Диме — 16. Наталья старше его на 10 лет, хоть и кажется, что они ровесники

Наталья приветливо улыбается, подросток отшучивается и пытается казаться самостоятельным. Взрослым.

Я работаю в школе с детьми, и о проекте узнала из соцсетей, — говорит Наталья. — Стало интересно, захотела быть полезной кому-нибудь из ребят. Как оказалось, мы были знакомы с Димой, он был моим учеником. Помню его маленьким, сейчас он изменился. Поначалу было непросто, но в итоге мы смогли подружиться. Мне кажется, это замечательный проект. Он способствует общению, новым профессиональным и дружеским знакомствам. Те, кто идут сюда осознанно, понимают, что это теперь будет частью их жизни.

Сейчас подросток учится на токаря. После выпуска пойдет в армию, а дальше продолжит обучение. Общение с Натальей помогает ему без страха смотреть в будущее — это даётся проще, когда в тебя верят и поддерживают.

Наставник — какой он: важно не поощрять иждивенчество


Наставничество не обязывает брать ребёнка в семью. Интересуемся, кто может им стать. Как говорили выше, разница в возрасте между наставником и подопечным должна быть разница в возрасте не менее 10 лет, при этом сам наставник — старше 25. Он не только друг, но и пример для подражания. Должен уже иметь какой-то опыт, быть полезным, успешным в профессии, без серьезных потерь близких за последние три года — «непережитого горя», чтобы ребенок не стал замещением этой пустоты.

Чтобы стать наставником, надо предоставить справку из психоневрологического и туберкулезного диспансеров, а также об отсутствии судимости. Наставником девочки не может быть мужчина. При этом наставницей мальчика женщина может быть. Некоторые наставники оформляют временную форму передачи — гостевой режим. Благодаря этому ребенка можно забирать домой на праздничные, выходные и каникулярные дни. Наставник должен стать опорой, но, чтобы не поощрять иждивенчество среди подопечных детского дома, наставников учат выстраивать границы в общении с ребенком.

«Мы учимся общаться»


Перед интервью Надежда расчесала Машу и хотела заплести девушке косы. Бунтарский характер взял свое, и Маша осталась с каре. Чтобы она не волновалась, наставница взяла ее за руку.

Надежда работала в детдоме и еще тогда задумывалась, что она сама может сделать хотя бы для одного ребенка

— Я раньше работала в этом детском доме, поэтому были определенные мысли, на которые сейчас есть время, — говорит Надежда. — При встрече Маша показалась мне скромной и неконфликтной девочкой. Трудности, конечно, есть, но скорее потому, что мы по-разному реагируем на вещи и стараемся решать их своими привычными методами. Мы учимся общаться. Через Машу мы познаем мир в другом ракурсе и стараемся помочь социализироваться: ходим по магазинам, планируем финансы. Я считаю, что цель проекта — сформировать дружественную пару, которая продолжит общение на многие годы вперед.

Маша признается, что главная ее цель — понять, как жить отдельно и самостоятельно. Поэтому она уже учится готовить и составлять меню. И даже мечтает стать поваром, а пока учится на швею.

«Почему до сентября в наставниках? Я навсегда»


Так ответила нам Татьяна, наставница Алены — ярковолосой спортсменки и активистки, которая хочет связать свою жизнь с медициной. Татьяна по образованию врач, но сейчас работает фотографом.

— Я изначально хотела в наставники врача, — говорит Алёна, — потому что сама думаю поступить в медколледж. В итоге проект дал мне друга и человека, который придет на помощь. Сейчас мы с Татьяной работаем над моим страхом задавать вопросы людям.

Эту проблему заметила Татьяна и решила, что нужно поездить по городу и попробовать заводить разговор с другими людьми. У каждого наставника есть дневник, в котором он отображает планы и результаты встреч, а у ребенка есть определенная цель, которую они вместе решают.

Алёна мечтает стать врачом, и рада, что наставник — с медицинским образованием. Столько нового можно узнать

— Занимаюсь волонтерством, стрельбой и волейболом, — рассказывает Алёна о себе. — Еще я рассказываю стихи и веду мероприятия. Этот проект важен, потому что ребятам в доме нужна поддержка. Будет здорово, если проект продлится и поможет не только мне.

Татьяне о проекте рассказала участница первой волны, и она поняла, что ей сюда просто нужно. Алена показалась ей спокойной девочкой, и она поняла, что сможет быть ей полезной.

— Есть некоторая степень ответственности, но не могу сказать, что это как-то давит. Я понимаю, что сейчас появилась еще одна часть жизни. Рассказываю о проекте, делаю репосты в соцсетях. Не все понимают, что такое — быть наставником. Я уверена, что многие люди захотят стать значимым взрослым, особенно в Северодвинске. У нас вообще город творческий и стремящийся к развитию. Этот проект — шанс детям получить еще одну опору, которая поможет развиваться.

«Капитаны своей судьбы»


Для проекта организаторы искали наставников в школе приемных родителей, градообразующем предприятии «Севмаш», «Звездочке», вневедомственной охране, приглашали ресурсных взрослых. В первой волне участвовало 19 человек, среди которых было несколько семейных пар. В текущей второй — девять. За это время виден эффект и кардинальные изменения в ребятах. У детей появляются конкретные цели, будущее не пугает, а наоборот, становится ясным и планируемым.

— В процессе обучения мы изучаем наставников, поэтому можем предположить их поведение, психотип, интересы, а также мы знаем наших детей и подбираем похожие по духу пары взрослого и ребенка, — говорит Наталья Ангел. — У некоторых детей есть определенные запросы, чтобы взрослый, например, увлекался спортом или был определенной профессии. Проект рассчитан на год до 30 сентября 2019 года. Он закончится уже в этом месяце, но мы переняли опыт, организовали модель взаимодействия детей и взрослых и не готовы его прекращать. Было бы неплохо, чтобы, как и школа приемных родителей, проект наставника распространялся в каждый детский дом области и страны, основываясь на нашей модели. Многие ребята, которые отказывались участвовать вначале, сейчас приходят и сами просят подобрать себе наставника.

Дети детского дома, как говорит Наталья Ангел, ничем не отличаются от детей из семей. Им просто нужно внимание. Пережив предательство или смерть близких, им надо встать на ноги и пойти дальше. Проект помогает найти определенный ориентир и пример для подражания, опору в лице значимого взрослого. Подросток начнет задумываться о своих поступках, потому что ему будет за кого держаться.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления