Художница из Москвы Ульяна Подкорытова изучает этнографию Русского Севера. Впервые она приезжала сюда около 15 лет назад, а этим летом побывала в арт-резиденции в пинежской деревне Чаколе. Результатом этого путешествия стала выставка «Порато баско» в Архангельске. Свой взгляд на то, как регион меняется, Ульяна Подкорытова представляет в нашей рубрике «Личное мнение».
У меня очень большой интерес к фольклору и к территории Русского Севера вообще. Меня вдохновляет, что эту территорию исторически практически не коснулось крепостное право. Люди здесь свободные. Здесь гораздо интереснее развивалась музыка, костюмы мне очень нравятся — были близки торговые связи с Европой, богатая речь. У меня нездоровый интерес к Русскому Северу. Я его дико люблю, для меня это территория мистики и волшебства.
Странно, но о Севере мало говорят. Если в Москве я кому-то рассказываю, то, как правило, никто ничего не знает. Мне хорошо, что я могу транслировать истории, которые будут любопытны, но в этом есть и плохой момент — всё самое интересное и сакральное кроется на этой географической территории, а об этом практически никто не рассказывает.
Мне стало грустно, когда я приехала в Архангельск и увидела, что архитектурно город убит: он выглядит ужасно. Было бы здорово донести это до вышестоящих организаций. В первый раз я здесь была в 17 лет. Мы просто добрались сюда с другом автостопом, потому что мне было очень интересно. Мне казалось, что я несусь в какую-то деревянную сказку. Даже на окраинах города, увидев деревянные дороги вместо асфальтовых, я думала тогда, как это красиво.
Я вернулась сюда почти через 15 лет. Я вижу, что в центре очень много рекламы, везде бесконечный пластик. Как можно было центральную улицу с деревянными домиками отреставрировать сайдингом? Честно говоря, это отвратительно. Единственное, что сейчас осталось вокруг самого Архангельска в плане архитектуры, — это «Малые Корелы», но там собрано сразу много разных объектов. В то же время можно было бы в городе, в живой среде, оставлять какие-то здания, стараться их реставрировать. Я видела у вас очень много красивых вещей, которые еще можно как-то поднять, но они стоят с забитыми окнами, и это страшно.
Но если город находится в таком состоянии, что жители не могут отстоять его визуальный облик, то в деревню пластик еще не пришел. Я думаю, что нужно собрать все силы, чтобы постараться сохранить деревянные дома в Чаколе. Многие из них XIX века или даже раньше появились. Я категорически против того, чтобы делать из деревень туристические центры. Нужно поддерживать интерес людей, но при этом необходимо сделать так, чтобы это все не затоптали. Я сама живу не очень далеко от Сергиева Посада и часто наблюдаю, как к Лавре подъезжают 1000 автобусов с китайцами, которые все заполоняют, а продают там миллионы китайских сувениров. Такого быть не должно.
Согласны с автором?