В сообществе народного объединения «Радость моя» во «ВКонтакте» сейчас состоят более 1,7 тысячи человек. Это люди со всей страны, которые жертвуют деньги на поддержку жителей Архангельска, которые оказались в трудной жизненной ситуации. В объединении около 20 самых активных волонтеров. Один из них — сторож Роман. Примерно раз в неделю он ездит по улицам города и кормит тех, кто нуждается, а также дает бездомным и малоимущим одежду. В одну из таких поездок с ним отправились корреспонденты 29.RU, чтобы узнать, почему он это делает.
«Черный хлеб в детстве был за радость»
Мы встретились с Романом Ивановым воскресным утром возле строящегося собора неподалеку от Морского речного вокзала. Отсюда и начали свой путь. Молодой человек сел за руль и поехал к первой запланированной точке маршрута — Свято-Никольскому храму. На заднем сиденье в его авто лежал объемный термос — в нем был горячий суп, который приготовила жена Романа для архангельских бездомных. Сам термос пожертвовали для объединения «Радость моя» неравнодушные жители Санкт-Петербурга.
— Вы знаете, я всегда жил бедно. И до сегодняшнего дня я бедно живу. Вот мы недавно с сестрой вспоминали, как черный хлеб в детстве нам был за радость, а черный хлеб с маслом — целое блюдо, — начинает рассказывать по дороге наш собеседник. — Всегда не было еды, родители мало зарабатывали. А что касается группы. Ну в 21-м веке, я думаю, как-то очень странно смотрится, что при таком изобилии еды, воды, денег есть еще голодные люди. И даже социальных сетей, которые могут быстро все собирать и раздавать. Люди за день миллионы собирают. Неужели нельзя раз в неделю хотя бы 10 человек накормить?
Мы подъезжаем к храму. Роман выходит из машины и идет ко входу, а возвращается оттуда вместе с мужчиной. Тот представляется Игорьком — «как Игорь Крутой». Выглядит очень воодушевленно. Наш герой наливает ему полную миску супа. Предлагает еще теплые вещи, и Игорь берет куртку.
— Мы с Романом знакомы где-то две недели. Он сам приехал, я тут не один был, со мной еще девушка, и спросил, не хотим ли мы поесть. Здесь же и давал нам вкуснятину. Это клёво, — рассказал Игорёк.
Оказалось, что завтра у него день рождения, исполняется 38 лет, поэтому настроение у него очень хорошее. Пока мы разговариваем с Игорьком, Роман торопит: надо ехать дальше, люди возле других храмов могут его ждать.
— Меня еще здесь кормить будут сегодня, я же при храме здесь еще снег убираю, подрабатываю, — сообщает нам на прощание Игорёк.
«Мое дело маленькое — накормил и слава Богу»
Роман беспокоился не зря — в храме на набережной в начале улицы Логинова та женщина, которой он хотел отдать теплые вещи, уже ушла.
— Служба закончилась уже, а они, те, кому нужна помощь, обычно на них приходят, — поясняет он.
Молодой человек и сам перед поездкой отстоял службу и получил благословение от батюшки на доброе дело. Одежду для людей тоже собирают через группу в соцсети.
— Что случилось с Игорьком, почему он оказался в такой ситуации? — спрашиваем мы.
— Вот это я в душу не лезу, это как-то личное, наверное. Захотел бы — рассказал. А не хочет — значит, не мое дело, — отвечает Роман. — Мое дело маленькое — накормил и слава Богу. Я не спрашиваю никогда, как человек оказался в такой ситуации, чтобы не обидеть его своим вопросом.
Он поясняет, что продукты — это самая острая нужда людей. И не только для бездомных. Часто в «Радость мою» обращаются многодетные мамы с просьбами о помощи, пенсионеры. Активисты помогают всем, кто попросит.
В основном Роман просто покупает продукты на собранные деньги, они с женой Любовью варят суп и заваривают чай в термосе, и потом раз в неделю он на своем авто развозит все это по городу. Но бывает так, что и сам вкладывает свои деньги.
— Когда уже нету совсем ничего, в какой-то промежуток времени, то приходится покупать на свои. Иногда и последнее отдаешь, — поясняет он.
Роман работает сторожем сутки через сутки. Зарплата сторожа, говорит, «минимальная» — 15 тысяч рублей. Содержать семью, в которой недавно еще появился маленький ребенок, не хватает. Поэтому молодой человек еще подрабатывает в такси.
«Я родился уже полумертвым»
Роман передвигается на костылях. О своем недуге он нам в поездке не поведал, а посоветовал посмотреть видеозаписи в группе «Радость моя» — «там уже интервью давал, все рассказал».
— Я родился уже полумертвым. То есть врачи сказали, что я, возможно, не выживу, и, может быть, давайте его, ну грубо говоря, выбросим на… и все, — говорит Роман в видеоролике для сайта Корсуньской пустыни. — Они сказали: нет, как будет, так и будет. Все-таки это наш ребенок. Я хотел ходить, хотел ходить по-хорошему, как все люди. Было время, я ползал. Я делал много-много операций — может, с десяток операций где-то. Было очень сложно: и ходить сложно, и вообще передвигаться сложно.
В рубашке с надписью «Бог есть любовь» молодой человек рассказывает, что около года вообще лежал, не вставая. Перед очередной операцией он решил покреститься. Но врачи в итоге сказали, что ее лучше не делать.
— Я тогда понял, что надо так жить и так себя реализовать. Что уж тогда делать. И мне один батюшка посоветовал: а ты молись. Я не знал, что такое молитва и как это — молиться, вообще ничего не знал ни о церкви, ни о Боге, — продолжает Роман.
Так он пришел к вере, которая поддерживает его, он пишет стихи об этом. Родители тоже всегда являлись опорой для молодого человека.
— Болезнь и скорбь иногда ограничивают тебя в одном, но радость дают в другом. Я супругу свою вымаливал, честно, вымаливал, и чтобы она была у меня хорошая. И на самом деле Господь дал мне хорошую, потому что она добрая, вредных привычек совсем не имеет. Для меня она святой человек, потому что взять себе такой крест тяжелый, как я, — это очень тяжело. Это даже потяжелее будет, чем находиться в моем состоянии, — говорит о своей жене Роман.
Недавно в их семье появилась дочка. Ее назвали Серафимой — в честь любимого святого Романа Серафима Саровского. Кстати, и название народного объединения «Радость моя» тоже имеет к этому святому отношение — так старец обращался к каждому пришедшему к нему за помощью человеку.
«Позволяет не огрубеть совсем»
Мы подъезжаем к Храму Всех Святых на проспекте Обводный канал. Здесь тоже служба уже закончилась. Но перед калиткой на стульчике сидит бабушка в платке. В руках у нее — пластиковая баночка из-под масла, в которой — мелочь.
— Здравствуйте, бабушка. Я из сообщества «Радость моя», мы помогаем нуждающимся людям. Я тут суп, чай привез, печенье. Хотите? — обращается к ней активист.
Бабушка соглашается выпить чаю. Роман дает ей целую пачку печенья, чему она даже сначала не очень верит. Крестясь и благодаря Бога, она трясущимися руками пьет горячий чай. Роман обнимает и успокаивает: не надо плакать.
Пенсионерка не хотела, чтобы мы снимали ее лицо и не сказала имя. Но рассказала, что она часто сидит возле храма и собирает мелочь, так как пенсии не хватает.
— Человек без доброго дела — как дерево без плода, бесполезен. И это, между прочим, не зависит даже… Ну мне многие говорят: у меня есть семья. У меня тоже есть семья, но надо немножко хотя бы помогать, — говорит Роман уже в машине, по дороге к последней точке маршрута — Ильинскому собору.
Здесь его могли бы ждать люди, но они тоже уже ушли. В эту поездку Роман смог помочь двум людям.
— Даже ради любого одного человека стоит делать доброе дело. Это позволяет оставаться человеком, не огрубеть совсем. И дает какую-то неопределенную радость, я не могу это словами передать. Когда я смотрю на них, общаюсь с этими людьми, то они такие счастливые, на самом деле, и добрые. И они как-то мне это передают, — подводит он итог поездки.
Прощаясь с нами, Роман просит обязательно в публикации сделать акцент на том, что он не один этим занимается, «поубирать его "я"». Мы еще раз подчеркиваем, что он и его соратники — а их кроме Романа в объединении еще около 20 человек — не только кормят бездомных и нищих при храмах, но и собирают помощь для детей в интернатах, для многодетных семей и вообще для всех, кто ее попросит.
Мы выпустили также видеорепортаж об этой поездке — вы можете посмотреть его здесь. Ранее корреспонденты 29.RU также писали о том, как кормят бездомных в Северодвинске.