В библиотеке Добролюбова прошла онлайн-встреча с графическим дизайнером и арт-директором «Студии Артемия Лебедева» Эркеном Кагаровым. Он рассказал о нюансах дизайн-кода — документа, который регламентирует размещение наружной рекламы, внешний вид витрин, остановок, урн и прочих элементов города, а также зачем такой документ вообще необходим. В скором времени дизайн-код появится и в Архангельске.
На встречу пришли более 70 человек. Любой желающий мог задать вопрос. Эркен начал с презентации, в которой привел примеры, как дизайн-код положительно влиял на городскую среду.
Чистые фасады
Первое, что может сделать дизайн-код — очистить здания от визуального мусора. Эркен привел в пример одно и то же здание до и после принятия правил по наружной рекламе в Москве. В первом случае фасада практически не было видно — несколько магазинов размещали по 4–5 больших вывесок.
На второй фотографии, сделанной через полгода, вывески радикально уменьшились, при этом их всё равно осталось несколько для каждого магазина.
— Ситуация сейчас во многих городах, не только России, но и в крупных мегаполисах, нуждается в каких-от правилах. <...> Эта ситуация похожа на гонку вооружений. Когда их такое количество, что их не нужно для защиты. Просто одна сторона увеличивает вооружения, вторая тоже. То же самое происходит и с магазинами: какой-то сделал одну вывеску, другой — две, этот — три, и так получается невероятное избыточное количество вывесок. Правила ограничивают подобную гонку вооружений, — сказал Эркен Кагаров.
Дизайнер отметил, что новые вывески, которые теперь разрешаются в Москве, дешевле для изготовления, чем старые. И никому не нужно делать избыточное количество рекламы.
Эркен отметил, что дизайн-код может распространяться и на малые архитектурные формы, озеленение и другие вещи. При введении в городе подобных правил нельзя будет поставить, например, рядом с памятником архитектуры вульгарную конструкции, портящее впечатление от него.
Дизайн-код разрабатывается специально для города, в котором он принимается, учитывая его особенности. В пример Эркен привел Прагу, где на улицах магазины используют флаги со своим логотипом, а в Норвегии вывески делают из дерева.
Сделать жизнь удобнее
Дизайн-код может регламентировать дизайн лавочек, высоту урн, их цвет.
— Часто во многих странах, например, в Нидерландах регламентируется высота урн и место для приемного отверстия. У нас [в России] нет никаких стандартов, но есть практика, которая привела к возникновению самых маленьких и низеньких урн в мире, мне кажется. Наши урны настолько маленькие, что для того чтобы что-то туда бросить, необходимо наклоняться, иначе ветром может сдуть бумажку. И их приходится намного чаще освобождать, что обходится городу несколько дороже, — рассказал Эркен.
Дизайнер упомянул о московских урнах, которые принято красить в зелёный цвет. По его словам, сторонники такого метода говорят, что зелёный гармонирует с листвой. Но, говорит Эркен, такие люди забывают о существовании других времён года, а ярко-зелёные урны отвлекают внимание от природы, если они расположены, например, в парке. В таких случаях, по его словам, более уместны нейтральные цвета вроде черного или серого либо натуральные цвета природных материалов.
— Отдельная тема это городские заборы. Отдельный вопрос, где они необходимы, но очень часто их может заменить живая изгородь. Черный цвет работает гораздо лучше, чем любой яркий. Потому что он не привлекает к себе внимание и люди могут видеть растения. В некоторых случаях забор может быть не черным, а серым. Например когда он отделяет пешеходную часть от проезжей. Это связано и с условиями обслуживания, потому что там много пыли, грязи и черный цвет не очень хорошо сохраняется. Это ещё и уменьшает контрастность для водителей, потому что чередование элементов забора может утомлять водителя, серый цвет иногда бывает уместен. И для этого существуют отдельные правила, — сказал Эркен.
Дизайнер вспомнил и про клумбы — иногда их делают яркими, отвлекая внимание от растений в них. По его словам, гораздо более уместен нейтральный цвет и сама форма клумбы.
Борьба с визуальным хаосом
— Важная задача — уменьшить визуальный хаос в городе, потому что даже хорошего вида предметы, любые, соединенные случайным образом, создают довольно странные композиции. <...> Как у нас, например, принято делать закупку только одного предмета: мы закупим урны, потом закупим скамейки, и они все вместе почему-то получаются разностильные, разного цвета, несогласованные. Очень важна комплектность, единый стиль для каких-то зон в городе, — сказал Эркен.
При этом важно учитывать и уместность малых архитектурных форм в конкретной среде.
— В современном районе с современными домами не имеет смысла ставить ретростилизованные фонари. Это выглядит немножко комично, как минимум выглядит анахронизмом. Есть одна закономерность: поскольку мелкие предметы довольно часто меняются: это и фонарные столбы, меняется технология, меняются и фонари, меняются автомобили, которые ездят по улицам, ну и так далее. А архитектура, здания часто стоят веками. Поэтому люди привыкли, что здания могут быть гораздо старее некоторых деталей. Поэтому сочетание современных элементов со старинной архитектурой выглядят естественно, а обратное сочетание современной архитектуры со старинными лавочками выглядит почти всегда нелепо, — сказал Эркен.
Сохранить деньги города
Незаконные объявления, листовки и граффити на улицах — знакомая картина для многих городов, в том числе и для Архангельска. Дизайн-код предоставляет некоторые инструменты для борьбы с этой проблемой. Это приведет к экономии на расчистке города.
Например, если сделать столб черным, гораздо меньше вероятность, что на нем что-то напишут — большинство маркеров темных оттенков. Если столб будет ещё и рельефным, то наклеить на неровную поверхность афиши будет гораздо сложнее, зато их проще срывать.
— У нас чаще всего используются простые кустарные методы, например, сетка-рабица, но, конечно же, это не лучшее решение. И дизайн-код это может сразу запроектировать. Поскольку рисуют или приклеивают что-то на какие-то плоскости в мире часто устанавливаются скамейки сразу без плоских поверхностей, тут-то и написать даже почти негде, — сказал Эркен.
Также дизайнер привел в пример Германию. Там на один столб установили навигацию, дорожные знаки и урну.
— Очень много функций у этого столба. У нас же практически всегда на каждый предмет делается отдельный столб. Мало того что это излишняя, совершенно ненужная на городской бюджет и деньги наши тратятся неразумно, но это ещё и создает визуальный хаос. Излишнее количество предметов, да и вообще это довольно неудобно, они перегораживают улицу, — сказал Эркен.
Что необходимо учесть при разработке дизайн-кода?
Модератор встречи, архангельский графический дизайнер Виктор Тяпков, спросил, как строится работа над разработкой дизайн-кода.
— Первое, это часть любого проекта, — исследование. Потому что без исследования не будет понимания, какие есть характерные важные особенности города, которые необходимо закрепить в правилах, чтобы их сильнее проявить. И какие главные проблемы есть.
По словам Эркена, чаще всего на исследование уходит около месяца, но многое уходит на количество поставленных задач. Часто несколько групп параллельно занимаются разными вещами — кто-то озеленением, кто-то вывесками.
«Дизайн-код будет эффективно работать только в том случае, если он будет регламентирован законодателем»
— Просто сделать рекомендацию, вот так было бы хорошо — по опыту могу сказать, в нашей стране рекомендации не выполняются. Это должно быть именно требование, подкрепленное регламентом, — сказал Эркен.
В Москве действует Объединенная административно-техническая инспекция, которая следит за соблюдением дизайн-кода. Если у предпринимателя не соблюдается дизайн-код, ему делают предупреждение. Если он не исправляется, его штрафуют, а затем принудительный демонтаж вывески.
В целом для разработки дизайн-кода необходимо подключить дизайнеров, архитекторов, людей с опытом внедрения дизайн-кода, редакторов, верстальщиков, а со стороны заказчика — юристов.
Можно ли один дизайн-код применить на несколько городов?
Виктор Тяпков также задал вопрос, действительно ли необходимо разрабатывать отдельные дизайн-коды, если российские города похожи друг на друга. Эркен в ответ заметил, что считает города не похожими друг на друга — например, Москва не похожа на Торжок, малые города не похожи на большие, они отличаются и между собой. Но много в городах выровнялось благодаря типовой архитектуре советского периода, «хаосом 90-х», который выражен не только в вывесках, но и в архитектуре.
— Вы знаете, что города в степи и у реки очень разные. Если нет речки, то это совершенно другой город. И планировка у него другая, и смыслы разные. Очень многое зависит от климатических особенностей, и Россия настолько разнообразна — возьмите Дагестан и Якутию, например. Разница есть, её можно и важно проявить. При этом проявляться будут лучшие стороны, а худшие будут прятаться, уходить, запрещаться. Мне кажется, это важная тема именно для дизайн-кода, — сказал Эркен.
Зачем нужен дизайн-код, когда есть другие проблемы?
Виктор Тяпков вспомнил рассуждения людей, нужен ли дизайн код, когда есть множество других нерешенных проблем в городе. Об этом говорили даже в городской думе — например, депутат Вячеслав Широкий предложил пустить деньги не на дизайн-код, а на ремонт участка дороги в Соломбале.
— Давайте приведу пример: зачем тратить деньги на дороги, когда у нас в больницах дети умирают? Согласны, что дети умирающие гораздо более важны, чем дороги? Но это не значит, что не надо дороги ремонтировать. Это не значит, что не надо строить ракеты космические или исследовать атом. Это необходимо. Потому что мир так устроен, что если сосредоточиться на одной, пусть даже самой важной проблеме, то к чему это приведет? У нас будут абсолютно здоровые дети, которые будут вырастать в наших городах с ужасным дизайном и разбитыми дорогами и уезжать. Потому что они не захотят тут остаться. И от этого следующее поколение врачей уже не сможет вылечить следующее поколение детей, потому что все хорошие молодые врачи уедут. Именно поэтому необходимо делать города красивыми, чтобы люди хотели в них оставаться, не только в городах, но и в стране. Потому что умные, талантливые люди более требовательны к качеству жизни, — сказал Эркен.
По его словам, если такие люди уедут, то остается следующее поколение, у которого опустятся все стандарты.
— Это называется деградация города. Сейчас одна из ключевых проблем любого города России, кстати, не только России, это отток жителей или отток высококвалифицированных жителей. И приток малообразованных, финансово несостоятельных людей. Если мы хотим сохранить будущее наше, которое в людях заключается, нам необходимо делать города не только здоровыми, но и красивыми. Сейчас происходит конкуренция за людей между странами и городами. Поэтому я считаю, что дизайн-код это инструмент, который позволяет добиться одной из важных вещей — улучшить качество визуальное и функциональное наших городов, уменьшить отток людей, соответственно, улучшить здоровье детей в будущем. Чем больше будет богатых образованных людей в городе, тем здоровее будут дети в следующих поколения. Будет более качественная медицина в этом городе, — сказал Эркен.
Предприниматели и дизайн-код
По мнению Эркена, раз ограничения, накладываемые дизайн-кодом, действуют на всех предпринимателей, «то никто не будет обижен».
— «У меня же есть вывеска, зачем мне её менять?» — вот этот вопрос ключевой. Есть возможность наименее болезненного перехода. Если вы сделаете дизайн-код и сделаете разумные сроки, чтобы не было сделано через 3 дня или к Дню города, а, допустим, в течение трех лет у вас будет срок — это вполне нормальный срок, чтобы некоторые вывески морально устарели, некоторые физически. Иногда компания меняет логотип, иногда компания переезжает. То есть, за 3–5 лет вывески всё равно поменяются. Если правила приняты и все компании знают, то предприниматели подстроятся и поменяют в рабочем графике, — сказал Эркен.
При этом одну центральную улицу города введение дизайн-кода можно сделать за более короткий срок, а затем постепенно распространять на остальные районы города.
— У нас в стране интересная ситуация, у нас никто не доверяет профессионалам. Условно говоря, если надо запроектировать здание, то архитектора вызывать не надо. Если надо лечиться, ко врачу лучше не ходить. А если надо делать городскую среду, то дизайнеры тоже не нужны, я сам знаю, какую мне вывеску сделать и так далее. Мне кажется, это не очень правильно, надо понимать экспертов, — сказал Эркен.
Ранее главный художник Архангельска Михаил Трещёв уже рассказывал 29.RU, что должно измениться в городском пространстве с принятием дизайн-кода.
Напомним, администрация Архангельска заключила контракт со «Студией Артемия Лебедева», которая должна разработать дизайн-код города до 19 июня 2020 года. Вначале дизайнеры должны показать его на примере двух домов на улице Воскресенской. Жители области неоднозначно отреагировали на эту новость — Лебедеву припомнили его высказывание о Шиесе и местных протестующих.
Как вы считаете, пойдет ли на пользу Архангельску введение дизайн-кода?