![Кофейная империя с нуля: как два парня раскрутили в Архангельске ижевскую франшизу Coffee Like Стоит ли начинать бизнес с друзьями, как бороться с конкурентами, и можно ли управлять компанией, стоя за стойкой кофе-бара, — на эти и другие вопросы основатели Coffee Like в Поморье откровенно ответили накануне очередного дня рождения. | Источник: Coffee Like](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/70/d5/ba70d582a1de6993dd337798e28cab84/656x438_1_d74b5ad1778ad85255b57cfb03b07945@2560x1709_0xfaz66dnc_9659690855870414595.jpg.webp)
Coffee Like в Архангельске исполнилось 6 лет. Сеть кофе-баров в столице Поморья основали два молодых парня, Петр Жилин и Александр Семаков, которым в 2014 году было всего по 25. Публичными людьми их назвать сложно, интервью они тоже почти не дают. От того и любопытнее узнать, как им удалось стать самыми успешными франчайзи Coffee Like в стране и построить небольшую кофейную империю на Севере.
Дружба в бизнесе — исключение или правило?
Петр и Александр дружат с детства. Популярные бизнес-коучи заклинают не вести бизнес с друзьями. Петр согласен и считает, что их история с Александром — скорее исключение из правил.
![Петр Жилин (слева) и Александр Семаков (справа) дружат с детства, но считают, что для бизнеса их история — скорее исключение из правил](https://n1s1.hsmedia.ru/21/d0/fa/21d0fa10a92c618e9dd8ec6154ac4374/656x438_1_78930e1d0c441604733123b51a2c0985@2560x1709_0xRjFLJ8eK_6653447604629252406.jpg.webp)
— Возможно, у нас с Александром получилось вести бизнес в силу наших личных качеств — мы достаточно гибко подходим к обсуждению вопросов и решению проблем, прислушиваемся к мнению друг друга, — считает Петр.
Как такового разграничения обязанностей на старте не было, — все делали и обсуждали вместе. Пытались даже придумать небольшое разделение: Петр занимался административными и финансовыми вопросами, Александр — поставщиками и подбором персонала.
— Как сейчас помню, как сложно было увольнять людей. Конечно, если человек серьезно косячит, берет деньги из кассы — внутреннего конфликта не возникало. Но если человек хороший, у него просто не получается, мне всегда было тяжело. Одного я даже уволил по телефону. Знаю, что это неправильно и некрасиво, но ничего поделать с собой не смог, — говорит Александр.
Вверх по прямой
Эта история задумывалась как рассказ о взлетах и падениях, но пообщавшись с ребятами, стало ясно: все это время они просто двигались вверх по прямой. В 2014 году в Архангельске «кофе с собой» отсутствовало как явление. Поэтому самым сложным было найти правильное место.
![Самая первая стойка Coffee Like в Архангельске выглядела так](https://n1s1.hsmedia.ru/f1/cc/b8/f1ccb84744222f8ca84aa2107b1a8d04/656x492_1_158964da90ff6ed073543e47f9e3de9f@2560x1920_0xZTta5aYl_5934859927967693948.jpg.webp)
— Сегодня это звучит странно, но многие торговые центры отказывали — боялись, что будет много мусора из-за стаканчиков. У нас были сомнения на счет точки, в итоге открылись в «Атриуме», — на тот момент самом популярном и молодежном торговом центре. Несмотря на то, что рынок уже изменился, почти все кофе-бары, что мы открывали на старте, работают до сих пор, — говорит Александр.
Первые конкуренты появились уже через полгода. Все-таки не зря говорят «деньги любят тишину». Соперников раззадорили сами — когда управляющая компания написала пост в соцсети: «в Архангельске ребята делают по 800 тысяч с двух кофе-баров». Эффект усилился, и город накрыла волна кофейных франшиз и стоек с кофе с собой. На вопрос, как боролись, Александр отвечает просто — покупали.
— В первый год открылось примерно три новых франшизы. Это была настоящая лавина. Кто-то пытался делать активную экспансию, у кого-то не было такой цели. С кем-то боролись за места, не кроваво, но все же. Несколько кофе-баров с интересными локациями мы выкупили, кто-то ушел сам, и бум постепенно прошел, — поделился Петр.
В целом ребята считают, что можно выделить три главных слагаемых успеха Coffee Like в Архангельске:
Начали работать в «голубом океане» — на рынке на тот момент не было качественного продукта в сегменте «кофе с собой».
Выбирали удачные места для точек.
Повезло с командой бариста, которые вкладывали душу в работу.
![С самого начала у ребят сложились хорошие партнерские отношения со всеми поставщиками. С многими из них они сотрудничают до сих пор](https://n1s1.hsmedia.ru/15/8a/cb/158acba144a8aaf489ff82765bea7c7c/604x403_1_6d13414bf34034821b7ffe08d1f6223f@604x403_0xhrao1j96_9376473378113028764.jpg.webp)
Первый бариста на деревне
На самом деле, в начале истории об архангельском Coffee Like было не два, а три человека. Еще один герой — первый бариста компании Андрей Назаруков. На старте он целый месяц почти полностью отработал один, помогал в подборе персонала, с разработкой напитков.
![Андрей Назаруков был первым бариста в архангельском Coffee Like, он до сих пор сохранил дружеские отношения с Петром и Александром](https://n1s1.hsmedia.ru/4b/c1/cf/4bc1cf9a8b2b01858286637490d3a7de/604x403_1_9c050b58e5edea45213d309c2236af61@604x403_0xd9M3Tsjm_8284351411699440959.jpg.webp)
Андрей приехал в Архангельск из Москвы — там у него мама, а здесь — жена и вот-вот должна была родиться дочка. Какое-то время он проработал в местном ресторане, но когда получил крошечный аванс, решил: место пора менять. Важное условие, которое он ставил перед работодателями, — никаких ночных смен, в 10 вечера надо быть дома с семьей.
— Вакансию в Coffee Like увидел случайно. На собеседовании наплел что-то про капучино и глясе, хотел произвести впечатление. Удивился, но меня взяли. Очень хорошо помню первый день работы. Я — за стойкой, рядом — кофейный аппарат с порошковым кофе, и все идут к нему. Вижу это и начинаю говорить: «молодые люди, вы что творите, я тут с кофе-машиной стою, а вы сами кнопки нажимаете»! Один мужчина прислушался, я сварил ему капучино, который он назвал «напиток богов». В первый день выручка была 1300 рублей, — улыбается Андрей.
Когда Андрей понял, что кофе — его тема, начал ставить каждый день личные рекорды — варить больше и лучше. Он быстро подружился с Петром и Александром. И сегодня называет их лучшими начальниками в своей жизни.
![Несколько лет назад Андрей решился создать собственный бизнес — он переехал в Москву, где открыл небольшую кофейню](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/d7/ff/c1d7ff598e846aed84b2ac43d0416a4e/656x438_1_40c5d8a21f5044f1e10a6671587f08a8@1280x853_0xzsFVhtDY_2108818941111560477.jpg.webp)
— Поначалу ребята все возили на своих машинах — зерна, молоко, воду, сами снимали кассу, делали инкассацию, — вспоминает Андрей. — По вечерам отвозили меня домой. Мы вместе ездили в Ижевск, в головной офис, где они меня поили и кормили. Они давали бариста возможность работать и хорошо зарабатывать. В компании вообще можно сделать целую карьеру. Если интересно, и ты делаешь все не по скриптам, а от души, — это сразу чувствуется.
За годы в компании Андрей нашел множество друзей и стал локальной звездой — приветливый, общительный, открытый и трудоспособный. Он уверен: фраза клиента «мне как обычно» — лучшая награда для бариста, ведь она означает — человек доверяет тебе свой напиток. Может, поэтому многие клиенты ходили не просто за кофе, а именно к нему.
Два года назад он решил, что надо расти, — вернулся в Москву и исполнил заветную мечту: купил кофейную франшизу и стал работать на себя.
На вопрос, жалко ли расставаться с классными бариста, Александр шутит: «бог им судья», а после уже серьезно продолжает:
— Мы гордимся, когда ребята развиваются в нашей компании. У каждого свой путь, мы это понимаем, никаких обид быть не может. Нам приятно, когда те, кто уехали, рассказывают, что получили свой опыт именно в Coffee Like. А звезд у нас выросло много: Андрей, есть девушка, которая стала в Москве шеф-бариста, и таких примеров много.
![Многие бариста в Coffee Like обладают яркой и неординарной внешностью](https://n1s1.hsmedia.ru/6a/7e/8e/6a7e8e7166c13e7732a5d26597a9e774/656x410_1_6c9c07b05fa37591828b14dcbc77c26d@2560x1600_0xI7XOX5cu_5659876470925772129.jpg.webp)
Легенда о найме и харизма
Поначалу бариста в основном приходили из барменов — бородатые, брутальные и татуированные. Некоторых удавалось переманивать к себе прямо в ресторанах за барной стойкой.
![У первых бариста перед приемом на работу были забавные собеседования. Если человек отвечал, что умеет варить кофе, его брали в компанию](https://n1s1.hsmedia.ru/c2/18/e6/c218e689e1955d1be417914325ec19c0/656x438_1_b5b14f72611af46ae3c8de8aad115314@1280x853_0xbyejGem8_3872707464604821519.jpg.webp)
— У первых бариста есть легенда, как в самом начале мы нанимали на работу. Спрашивали: «Кофе варить умеешь?» Если человек отвечал «да», мы его брали. На самом деле это не совсем так. Мы всегда смотрели на первое впечатление. И когда брали человека вопреки этому ощущению, отношения не складывались. Многие ключевые сотрудники из первых бариста либо до сих пор работают в компании, либо мы остались в хороших отношениях. Сейчас все гораздо сложнее. Я с удивлением узнал, что теперь для приема на работу к нам надо пройти несколько собеседований, — удивляется Александр.
И Петр, и Александр уверены: бариста — самый главный человек в компании, по крайней мере, точно главнее их самих, ведь именно его видят клиенты в первую очередь, с ним общаются и к нему приходят.
— Мы ни разу не вставали за стойку и не готовили кофе — такое решение приняли осознанно. Иначе получается, что ты просто создал для себя рабочее место, трудоустроился. С точки зрения управления бизнесом — это неправильно, так ты не сможешь продумывать стратегию, развиваться, — считает Александр.
![Сегодня среди бариста Coffee Like много девушек, раньше кофе варили в основном брутальные и бородатые мужчины](https://n1s1.hsmedia.ru/84/04/46/840446a028b4a8bd0e14b55d29b684c9/578x700_1_94e2ec1672e8ace45a27db44638eade9@1442x1747_0x9M9QRuJ7_3755410552735093391.jpg.webp)
Как в начале, так и спустя пять лет среди сотрудников Coffee Like наблюдается сильная концентрация необычных ярких личностей. Это не генеральная линия франшизы, просто часто только за счет харизмы бариста и удавалось раскачивать даже самые мертвые точки. Один из примеров, который прогремел на всю сеть даже за пределами Архангельска, — кофе-бар в «Час Пик», где бариста классно разрисовывал стаканчики сюжетами из комиксов. Сейчас такого уже не встретишь, и вот почему.
![Стаканчики с персонажами комиксов из «Час Пика» пользовались особой популярностью](https://n1s1.hsmedia.ru/e1/f3/64/e1f364ad321dd8d70f3b824a99318621/656x438_1_1324c71978c19b32c61224c2a5bd633a@1280x853_0xr7BryF4F_3330523330408849980.jpg.webp)
— Индивидуальность всегда поощрялась, и это круто, когда человек запоминается. Но если каждый будет пытаться реализовываться в рабочих процессах, а не в своем внешнем виде, это приведет к хаосу, который невозможно контролировать, — уверен Петр.
— При стабильном росте и расширении введение стандартов качества неизбежно. Это естественный процесс. Coffee Like планирует стать российским «Старбаксом» и открыть 3000 кофе-баров по стране к 2023 году. Главная цель: чтобы в любом городе и на любом кофе-баре гость получал одинаковый сервис и вкус кофе. Стандарт един, и это делается ради клиента — он на первом месте, — говорит Александр.
![С каждым годом довольных клиентов становится все больше](https://n1s1.hsmedia.ru/66/a5/f2/66a5f29c4189eb1ca120f55a0058b503/656x437_1_cb11a8cce3a0c2164efbb5db4d8e853d@960x639_0xbEYOt56e_9034481109374411770.jpg.webp)
До декабря 2013 года франшиза Coffee Like стоила тысяч 30–40, в первые месяцы 2014-го — 80. Сегодня для старта потребуется 590 тысяч рублей, без учета затрат на открытие.
Подробнее о том, как работает Coffee Like в Архангельске, можно узнать во «ВКонтакте» и в инстаграме.