Coffee Like в Архангельске исполнилось 6 лет. Сеть кофе-баров в столице Поморья основали два молодых парня, Петр Жилин и Александр Семаков, которым в 2014 году было всего по 25. Публичными людьми их назвать сложно, интервью они тоже почти не дают. От того и любопытнее узнать, как им удалось стать самыми успешными франчайзи Coffee Like в стране и построить небольшую кофейную империю на Севере.
Дружба в бизнесе — исключение или правило?
Петр и Александр дружат с детства. Популярные бизнес-коучи заклинают не вести бизнес с друзьями. Петр согласен и считает, что их история с Александром — скорее исключение из правил.
— Возможно, у нас с Александром получилось вести бизнес в силу наших личных качеств — мы достаточно гибко подходим к обсуждению вопросов и решению проблем, прислушиваемся к мнению друг друга, — считает Петр.
Как такового разграничения обязанностей на старте не было, — все делали и обсуждали вместе. Пытались даже придумать небольшое разделение: Петр занимался административными и финансовыми вопросами, Александр — поставщиками и подбором персонала.
— Как сейчас помню, как сложно было увольнять людей. Конечно, если человек серьезно косячит, берет деньги из кассы — внутреннего конфликта не возникало. Но если человек хороший, у него просто не получается, мне всегда было тяжело. Одного я даже уволил по телефону. Знаю, что это неправильно и некрасиво, но ничего поделать с собой не смог, — говорит Александр.
Вверх по прямой
Эта история задумывалась как рассказ о взлетах и падениях, но пообщавшись с ребятами, стало ясно: все это время они просто двигались вверх по прямой. В 2014 году в Архангельске «кофе с собой» отсутствовало как явление. Поэтому самым сложным было найти правильное место.
— Сегодня это звучит странно, но многие торговые центры отказывали — боялись, что будет много мусора из-за стаканчиков. У нас были сомнения на счет точки, в итоге открылись в «Атриуме», — на тот момент самом популярном и молодежном торговом центре. Несмотря на то, что рынок уже изменился, почти все кофе-бары, что мы открывали на старте, работают до сих пор, — говорит Александр.
Первые конкуренты появились уже через полгода. Все-таки не зря говорят «деньги любят тишину». Соперников раззадорили сами — когда управляющая компания написала пост в соцсети: «в Архангельске ребята делают по 800 тысяч с двух кофе-баров». Эффект усилился, и город накрыла волна кофейных франшиз и стоек с кофе с собой. На вопрос, как боролись, Александр отвечает просто — покупали.
— В первый год открылось примерно три новых франшизы. Это была настоящая лавина. Кто-то пытался делать активную экспансию, у кого-то не было такой цели. С кем-то боролись за места, не кроваво, но все же. Несколько кофе-баров с интересными локациями мы выкупили, кто-то ушел сам, и бум постепенно прошел, — поделился Петр.
В целом ребята считают, что можно выделить три главных слагаемых успеха Coffee Like в Архангельске:
Начали работать в «голубом океане» — на рынке на тот момент не было качественного продукта в сегменте «кофе с собой».
Выбирали удачные места для точек.
Повезло с командой бариста, которые вкладывали душу в работу.
Первый бариста на деревне
На самом деле, в начале истории об архангельском Coffee Like было не два, а три человека. Еще один герой — первый бариста компании Андрей Назаруков. На старте он целый месяц почти полностью отработал один, помогал в подборе персонала, с разработкой напитков.
Андрей приехал в Архангельск из Москвы — там у него мама, а здесь — жена и вот-вот должна была родиться дочка. Какое-то время он проработал в местном ресторане, но когда получил крошечный аванс, решил: место пора менять. Важное условие, которое он ставил перед работодателями, — никаких ночных смен, в 10 вечера надо быть дома с семьей.
— Вакансию в Coffee Like увидел случайно. На собеседовании наплел что-то про капучино и глясе, хотел произвести впечатление. Удивился, но меня взяли. Очень хорошо помню первый день работы. Я — за стойкой, рядом — кофейный аппарат с порошковым кофе, и все идут к нему. Вижу это и начинаю говорить: «молодые люди, вы что творите, я тут с кофе-машиной стою, а вы сами кнопки нажимаете»! Один мужчина прислушался, я сварил ему капучино, который он назвал «напиток богов». В первый день выручка была 1300 рублей, — улыбается Андрей.
Когда Андрей понял, что кофе — его тема, начал ставить каждый день личные рекорды — варить больше и лучше. Он быстро подружился с Петром и Александром. И сегодня называет их лучшими начальниками в своей жизни.
— Поначалу ребята все возили на своих машинах — зерна, молоко, воду, сами снимали кассу, делали инкассацию, — вспоминает Андрей. — По вечерам отвозили меня домой. Мы вместе ездили в Ижевск, в головной офис, где они меня поили и кормили. Они давали бариста возможность работать и хорошо зарабатывать. В компании вообще можно сделать целую карьеру. Если интересно, и ты делаешь все не по скриптам, а от души, — это сразу чувствуется.
За годы в компании Андрей нашел множество друзей и стал локальной звездой — приветливый, общительный, открытый и трудоспособный. Он уверен: фраза клиента «мне как обычно» — лучшая награда для бариста, ведь она означает — человек доверяет тебе свой напиток. Может, поэтому многие клиенты ходили не просто за кофе, а именно к нему.
Два года назад он решил, что надо расти, — вернулся в Москву и исполнил заветную мечту: купил кофейную франшизу и стал работать на себя.
На вопрос, жалко ли расставаться с классными бариста, Александр шутит: «бог им судья», а после уже серьезно продолжает:
— Мы гордимся, когда ребята развиваются в нашей компании. У каждого свой путь, мы это понимаем, никаких обид быть не может. Нам приятно, когда те, кто уехали, рассказывают, что получили свой опыт именно в Coffee Like. А звезд у нас выросло много: Андрей, есть девушка, которая стала в Москве шеф-бариста, и таких примеров много.
Легенда о найме и харизма
Поначалу бариста в основном приходили из барменов — бородатые, брутальные и татуированные. Некоторых удавалось переманивать к себе прямо в ресторанах за барной стойкой.
— У первых бариста есть легенда, как в самом начале мы нанимали на работу. Спрашивали: «Кофе варить умеешь?» Если человек отвечал «да», мы его брали. На самом деле это не совсем так. Мы всегда смотрели на первое впечатление. И когда брали человека вопреки этому ощущению, отношения не складывались. Многие ключевые сотрудники из первых бариста либо до сих пор работают в компании, либо мы остались в хороших отношениях. Сейчас все гораздо сложнее. Я с удивлением узнал, что теперь для приема на работу к нам надо пройти несколько собеседований, — удивляется Александр.
И Петр, и Александр уверены: бариста — самый главный человек в компании, по крайней мере, точно главнее их самих, ведь именно его видят клиенты в первую очередь, с ним общаются и к нему приходят.
— Мы ни разу не вставали за стойку и не готовили кофе — такое решение приняли осознанно. Иначе получается, что ты просто создал для себя рабочее место, трудоустроился. С точки зрения управления бизнесом — это неправильно, так ты не сможешь продумывать стратегию, развиваться, — считает Александр.
Как в начале, так и спустя пять лет среди сотрудников Coffee Like наблюдается сильная концентрация необычных ярких личностей. Это не генеральная линия франшизы, просто часто только за счет харизмы бариста и удавалось раскачивать даже самые мертвые точки. Один из примеров, который прогремел на всю сеть даже за пределами Архангельска, — кофе-бар в «Час Пик», где бариста классно разрисовывал стаканчики сюжетами из комиксов. Сейчас такого уже не встретишь, и вот почему.
— Индивидуальность всегда поощрялась, и это круто, когда человек запоминается. Но если каждый будет пытаться реализовываться в рабочих процессах, а не в своем внешнем виде, это приведет к хаосу, который невозможно контролировать, — уверен Петр.
— При стабильном росте и расширении введение стандартов качества неизбежно. Это естественный процесс. Coffee Like планирует стать российским «Старбаксом» и открыть 3000 кофе-баров по стране к 2023 году. Главная цель: чтобы в любом городе и на любом кофе-баре гость получал одинаковый сервис и вкус кофе. Стандарт един, и это делается ради клиента — он на первом месте, — говорит Александр.
До декабря 2013 года франшиза Coffee Like стоила тысяч 30–40, в первые месяцы 2014-го — 80. Сегодня для старта потребуется 590 тысяч рублей, без учета затрат на открытие.
Подробнее о том, как работает Coffee Like в Архангельске, можно узнать во «ВКонтакте» и в инстаграме.