Город эксклюзив Печка из Норвегии и весы из СССР: архангелогородец откопал артефакты, пока искал металлолом

Печка из Норвегии и весы из СССР: архангелогородец откопал артефакты, пока искал металлолом

Старинные предметы он нашел в Соломбале. Ими заинтересовались в Северном морском музее

Александр нашел старинные предметы в Соломбале

Старинную печку-буржуйку, советские механические весы и, возможно, фрагмент кузова автомобиля нашел архангелогородец недалеко от своего дома в Соломбале. Он собирал металлолом, когда наткнулся на заржавевшие артефакты.

Архангелогородец показывает свои находки

Пенсионер Александр Андреев привез свои находки к редакции 29.RU. Он предполагает, что часть вещей могла принадлежать кому-то из жильцов улицы Валявкина. На печке-буржуйке есть клеймо — Wingaards Bergen № 2 109. Берген — это город в Норвегии, где в середине XIX века купец Олуф П. Вингаард открыл чугунолитейный завод. На сайте библиотеки Бергена есть фотография похожей печи завода Wingaards, датируемая примерно 1916 годом.

— Торчали они у нас, потянул за железку — выловил. Меня смутил необычной формы вот этот лоток, — показывает печку-буржуйку Александр. — Почему такая низкая? И зачем такой прилив вообще для этого лотка сделан? Логически она не вписывалась в обычные буржуйки, которых там куча разных форм. Ну вот когда зачистил, то вот дырочка, вот срубленное крепление одно и вот срубленная точка-крепление третья. Место буржуйки где? В носу (судна. — Прим. ред.). А чтобы она не касалась бортов, ее надо подвесить. Поскольку она угольная, для того чтобы, не дай бог, уголек куда-то выкатился, для того и сделан лоток. То, что она угольная, выдает ее колосник (решетка для прохода воздуха под топливо и выхода золы. — Прим. ред.). Потому что для дровяных печек колосники не нужны.

Клеймо на печке: «Вингаард, Берген, № 109»
Рядом с печкой лежит колосник. Выступающая часть печки — лоток

Мы показали фото находок сотрудникам Северного морского музея. Они заинтересовались судьбой печки и даже готовы принять ее на хранение как экспонат.

— Евгений Анатольевич Тенетов, директор Севмормузея, нашел материал про производителя печи. Она очень интересная. Такие использовались на небольших судах для обогрева помещений — буржуйки, которые до сих пор ставят на маломерных катерах типа «соломбалок». Производство — норвежский Берген, также характерно, что лишний раз убеждает в широких связях на рубеже 19–20 веков Севера с Норвегией. Материальная культура очень глубоко взаимопроникала! — рассказал сотрудник музея Василий Абрамовский.

Такие печки ставили на небольших судах

В Северном морском музее нашли публикацию о заводе Wingaards. В ней говорится, что предприятие производило печи, надгробные плиты, а затем и водопроводные трубы. Литейный завод получил награду на промышленной выставке 1854 года за свои горшки голландского образца. Говорили, что в 1869 году завод Wingaards был единственным поставщиком в Норвегии, чьи горшки могли конкурировать по качеству и цене с голландскими.

Печка после чистки

Также архангелогородец Александр Андреев показал, чем любопытны весы, которые он нашел. На них указано место производства — «Металлообъединение Днепропетровск». По словам Александра, одна деталь делает этот предмет необычным — клеймо с пределом взвешивания — до 20 килограммов.

Артефакты Александр привез в багажнике своей легковушки
Весы «Днепропетровского металлообъединения» — предположительно, 1930-х годов выпуска

— Все весы у нас шли по 10 килограммов, потому что они рычажные. 20 килограммов — это быстрый износ, и они показывали неточно. Это первые советские весы, то есть, довоенные. А нашлись они там же, где и эта буржуйка. Просто я думаю, дай-ка копну еще. На тебе, еще выплывает. Это где-то 30-е годы. 20-килограммовые — это довольно-таки дикая редкость, — утверждает архангелогородец.

В Северном морском музее об этих весах сказали, что вещь вполне типовая, использовалась, скорее всего, в магазине или на рынке.

— Но они тоже интересны музею как возможная деталь старого быта, — добавил Василий Абрамовский.

На весах вот такие украшения в виде птичек
На весы можно было поместить груз до 20 килограммов

Чуть поодаль от того места, где лежали печка и весы, Александр откопал еще и нечто, напоминающее деталь автомобиля. Он предположил, что это может быть фрагмент кузова «Студебеккера» — машины, которую активно поставляли в Советский Союз по ленд-лизу:

— Вот вроде бы ничего необычного. Самая обычная перевязь кузова. Это нужно, чтобы кузов автомобиля не бултыхался на раме. Но это не наша перевязь. Это мы так не заморачивались. У нас просто две пластиночки были: сверху на поперечный брус, снизу — на продольный брус. И стягивалось одним болтом. То он мокнет, то сохнет, а если такое уходило в Узбекистан, то через месяц все крепежные детали просто высыпались. Это не наша культура, чтоб вот так вот красиво сделать, надежно.

Этот предмет, по мнению Александра, — часть кузова машины
Александр собирает металлолом, продает его и на вырученные деньги заправляет машину

В нашей рубрике «Прогулки по Арктике» историк Евгений Ермолов рассказывал, какие артефакты находят за полярным кругом — советскую технику и даже кинопленку из Антарктиды, а также следы Великой Отечественной войны.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
У ребенка конфликт с учителем: что делать — рекомендации психолога
Анонимное мнение
Мнение
Вы это замечали? Набережная Архангельска, где есть целый граффити-вернисаж
Анонимное мнение
Мнение
«Быстро, на ходу или целая церемония»: психолог рассуждает, что общего у секса и чаепития
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем
Объявления