Старинную печку-буржуйку, советские механические весы и, возможно, фрагмент кузова автомобиля нашел архангелогородец недалеко от своего дома в Соломбале. Он собирал металлолом, когда наткнулся на заржавевшие артефакты.
Пенсионер Александр Андреев привез свои находки к редакции 29.RU. Он предполагает, что часть вещей могла принадлежать кому-то из жильцов улицы Валявкина. На печке-буржуйке есть клеймо — Wingaards Bergen № 2 109. Берген — это город в Норвегии, где в середине XIX века купец Олуф П. Вингаард открыл чугунолитейный завод. На сайте библиотеки Бергена есть фотография похожей печи завода Wingaards, датируемая примерно 1916 годом.
— Торчали они у нас, потянул за железку — выловил. Меня смутил необычной формы вот этот лоток, — показывает печку-буржуйку Александр. — Почему такая низкая? И зачем такой прилив вообще для этого лотка сделан? Логически она не вписывалась в обычные буржуйки, которых там куча разных форм. Ну вот когда зачистил, то вот дырочка, вот срубленное крепление одно и вот срубленная точка-крепление третья. Место буржуйки где? В носу (судна. — Прим. ред.). А чтобы она не касалась бортов, ее надо подвесить. Поскольку она угольная, для того чтобы, не дай бог, уголек куда-то выкатился, для того и сделан лоток. То, что она угольная, выдает ее колосник (решетка для прохода воздуха под топливо и выхода золы. — Прим. ред.). Потому что для дровяных печек колосники не нужны.
Мы показали фото находок сотрудникам Северного морского музея. Они заинтересовались судьбой печки и даже готовы принять ее на хранение как экспонат.
— Евгений Анатольевич Тенетов, директор Севмормузея, нашел материал про производителя печи. Она очень интересная. Такие использовались на небольших судах для обогрева помещений — буржуйки, которые до сих пор ставят на маломерных катерах типа «соломбалок». Производство — норвежский Берген, также характерно, что лишний раз убеждает в широких связях на рубеже 19–20 веков Севера с Норвегией. Материальная культура очень глубоко взаимопроникала! — рассказал сотрудник музея Василий Абрамовский.
В Северном морском музее нашли публикацию о заводе Wingaards. В ней говорится, что предприятие производило печи, надгробные плиты, а затем и водопроводные трубы. Литейный завод получил награду на промышленной выставке 1854 года за свои горшки голландского образца. Говорили, что в 1869 году завод Wingaards был единственным поставщиком в Норвегии, чьи горшки могли конкурировать по качеству и цене с голландскими.
Также архангелогородец Александр Андреев показал, чем любопытны весы, которые он нашел. На них указано место производства — «Металлообъединение Днепропетровск». По словам Александра, одна деталь делает этот предмет необычным — клеймо с пределом взвешивания — до 20 килограммов.
— Все весы у нас шли по 10 килограммов, потому что они рычажные. 20 килограммов — это быстрый износ, и они показывали неточно. Это первые советские весы, то есть, довоенные. А нашлись они там же, где и эта буржуйка. Просто я думаю, дай-ка копну еще. На тебе, еще выплывает. Это где-то 30-е годы. 20-килограммовые — это довольно-таки дикая редкость, — утверждает архангелогородец.
В Северном морском музее об этих весах сказали, что вещь вполне типовая, использовалась, скорее всего, в магазине или на рынке.
— Но они тоже интересны музею как возможная деталь старого быта, — добавил Василий Абрамовский.
Чуть поодаль от того места, где лежали печка и весы, Александр откопал еще и нечто, напоминающее деталь автомобиля. Он предположил, что это может быть фрагмент кузова «Студебеккера» — машины, которую активно поставляли в Советский Союз по ленд-лизу:
— Вот вроде бы ничего необычного. Самая обычная перевязь кузова. Это нужно, чтобы кузов автомобиля не бултыхался на раме. Но это не наша перевязь. Это мы так не заморачивались. У нас просто две пластиночки были: сверху на поперечный брус, снизу — на продольный брус. И стягивалось одним болтом. То он мокнет, то сохнет, а если такое уходило в Узбекистан, то через месяц все крепежные детали просто высыпались. Это не наша культура, чтоб вот так вот красиво сделать, надежно.
В нашей рубрике «Прогулки по Арктике» историк Евгений Ермолов рассказывал, какие артефакты находят за полярным кругом — советскую технику и даже кинопленку из Антарктиды, а также следы Великой Отечественной войны.