Четыре дня в полевых условиях росгвардейцы доказывали, что достойны носить краповый берет. Больше 40 кандидатов из Архангельской, Мурманской и Ленинградской областей приехали на полигон, но до финальных испытаний допустили только половину из них. На каждом этапе участников становилось всё меньше. Самые сильные совершили 10-километровый марш-бросок в полной боевой экипировке, преодолели штурмовую полосу, выстояли в рукопашном бою. Все этапы прошли только двое бойцов, которые получили заветный берет. Анна Резвая увидела, как бьются за то, чтобы попасть в братство лучших.
Без права на ошибку
Военнослужащий отряда специального назначения «Ратник» Северо-Западного округа Росгвардии Илья в торжественной тишине, перед сослуживцами, преклонив колено, целует заслуженный краповый берет. К своей мечте — праву носить высший символ спецназа он шел долгие четыре года. Признается, что жил от экзамена к экзамену, и тем ценнее для него стала эта победа над собой.
Красивее и трогательнее церемонии вручения и чествования бойцов, сдавших сложнейший экзамен на право ношения крапового берета, еще не встречала. Но об этом чуть позже. Для начала расскажу, как проходят итоговые испытания, о суровости которых ходят легенды.
— Выезд на полигон ровно в 4 утра 50 минут. Опаздывать нельзя — суровым голосом по телефону скомандовал один из военнослужащих, отвечающий за работу с личным составом.
— Подъемом ни свет ни заря не испугаешь, — про себя подумала я. — Принял. Понял. Приеду даже раньше.
Путь до полигона неблизкий. Пока ехали, узнала, что участие в четырехдневных испытаниях принимают 42 спецназовца. Все они проходят службу в специальных подразделениях и разведке в воинских частях Архангельской, Мурманской и Ленинградской областей. Экзамен принимает комиссия из действующих «краповиков» под председательством офицера центрального аппарата Росгвардии.
В течение четырех дней бойцы сдавали зачеты и нормативы по различным видам подготовки: теоретическая часть, огневая, медицинская, горная, физическая подготовка и так далее. До самой основной и суровой части испытаний допустили 21 военнослужащего. Претендентам предстояло в полном боевом снаряжении общим весом около 15 килограммов выйти на 10-километровый марш-бросок по пересеченной местности, по факту пробегая даже больше. У каждого испытуемого автомат с единственным патроном.
На торжественном построении бойцов поприветствовал заместитель начальника главного Управления сил специального назначения Росгвардии, генерал-майор Василий Семин. Обращаясь к «краповикам» и кандидатам, он подчеркнул:
— Успешное прохождение испытаний — это начало нового жизненного пути. Получив право на ношение крапового берета, вы добровольно возлагаете на себя не без того огромный объем дополнительных задач. Ни в коем случае нельзя об этом забывать. Желаю успеха, терпения, выдержки и пусть наша военная удача будет на вашей стороне!
После напутственных слов, минуты молчания и крика «граната» колонна выдвинулась на марш-бросок. Мы, журналисты, на служебной технике отправились следом. Пока с коллегами добирались до первого испытания — водная преграда, в лесу раздались несколько выстрелов.
— Это значит, сошли с дистанции, — пояснил наш сопровождающий, «краповик», военнослужащий отряда специального назначения «Ратник» Северо-Западного округа Росгвардии Алексей. О нем расскажу чуть позже.
«Военная удача не на вашей стороне, братишки»
Одно из первых испытаний — водная преграда. Шумный ручей с ледяной водой промахов не прощает: шаг вправо, шаг влево — нырнул с головой. Важная задача не только не оступиться, но и не замочить оружие и снаряжение, которое потребуется для прохождения следующих этапов. Преодолели все.
Следующий этап — так называемая «обкатка» бронетранспортером. В полной боевой экипировке с автоматом наперевес ползти под стреляющим «бронником» — испытание не для слабаков. Справились успешно.
Пока мы добирались до следующего этапа, услышали очередные выстрелы: сошли с дистанции еще трое, а потом еще несколько.
К середине марш-броска силы покидали многих. Инструкторы-«краповики» как могли подбадривали кандидатов. Тут свою историю сдачи на краповый берет рассказал наш сопровождающий Алексей. В прошлом году именно на середине марш-броска у него открылось второе дыхание, и осенью прошлого года он стал счастливым обладателем символа спецназа.
— Ни в коем случае нельзя останавливаться. Надо перебороть себя и продолжать работать дальше. Проще всего взять и сойти с пути, но такие мысли надо гнать из своей головы, — поделился впечатлениями Алексей. — Сдача на право ношения крапового берета, признаюсь честно, далась нелегко. Я сдал только с четвертого раза, а подготовку начал еще с курсантских лет. Лично для меня краповый берет — это символ, показатель характера человека, его силы и воли, уровень высшей квалификации и профессионализма. Братство краповых беретов — надежный тыл, верные товарищи и сплоченный коллектив, готовый всегда прийти на помощь.
Разговор пришлось прервать — стартуем на следующий, заключительный этап. Штурм здания прошел на одном дыхании — зрелищно, со стрельбой, взрывами и дымовыми завесами. До финишной прямой дошли не все. К преодолению штурмовой полосы допустили только пятерых. В ее завершении каждый из добравшихся бойцов произвел выстрел в воздух, показав, что оружие осталось в боевом состоянии. Выстрел раздался только у двух бойцов.
— Военная удача сегодня не на вашей стороне, братишки. Увидимся осенью, — отрапортовал инструктор.
Дошел до «рукопашки» и выстоял на спаррингах военнослужащий Илья.
— Достоин носить краповый берет?
— Достоин! Достоин! Достоин! — скандировала толпа.
Мечта, к которой он шел четыре года, стала реальностью.
И вот мы на торжественной церемонии вручения краповых беретов. Илья, как и еще один его товарищ, принимают поздравления.
— Это была моя четвертая сдача. Утром я проснулся лишь с одной мыслью в голове: сегодня мой день. Сегодня тот день, когда я с гордостью пройду все испытания и получу краповый берет. Не скрою, долго тренировался, анализировал ошибки прошлых лет. Я справился. Всё получилось. Удача оказалась на моей стороне. Я счастлив и горд этой наградой! — поделился впечатлениями военнослужащий, теперь «краповик» Илья.
Ну а дальше традиционное: «Служу Отечеству! Служу спецназу!» и горячие поздравления от сослуживцев.
Почитайте историю бойца ОМОНа из Новодвинска, который погиб в Чечне в марте 1996 года. Его смерть была первой человеческой потерей для архангельского отряда в Грозном. О сыне рассказала его мама Лидия Мефодьевна.