В Архангельске появился Центр поддержки семейного образования. Его открыли на базе проекта «Другая сторона», где помогают детям с аутизмом, РАС и другими задержками в развитии.
Сейчас здесь открыли набор в подготовительный, первый и второй классы. Как проходят занятия и почему они могут стать хорошей альтернативой коррекционному классу и домашнему обучению? Подробности — в фоторепортаже.
История маленького Кости: чему радуется его мама
Косте 11 лет. Вместе с коррекционным педагогом и психологом Татьяной Нижник он сначала читает с листа, а потом идет к доске решать примеры на сложение. Если становится сложно, мальчик просит Татьяну помочь. Вместе с педагогом они считают в уме, вписывают правильный ответ и закрепляют успех символическим «дай пять».
Когда Костя пришел в центр, он не разговаривал и не понимал речь. На занятиях проявлял агрессию, мог разбросать книжки и не выполнял требования педагога. Вместе с АВА-терапистом и логопедом Ириной Дегтяревой они провели масштабную работу по коррекции нежелательного поведения и смогли сформировать желание учиться.
— Мы развивали понимание и запуск активной речи. Сейчас Костя может обращаться с просьбами, использует слова приветствия и прощания, называет педагогов по именам. Мы обучили мальчика навыкам глобального чтения, а позже и послоговому чтению. Большое внимание уделяем абстрактным понятиям, мыслительным процессам, обобщениям и систематизации объектов, — объясняет педагог.
Сейчас работа продолжается. С ребенком оттачивают произношение, восприятие на слух. Костя уже умеет не только писать под диктовку и списывать с доски, но и набирать слова на клавиатуре компьютера. Аккуратно, маленькими шагами педагоги, родители и сам мальчик достигли хорошей динамики в развитии.
— Мы уже шесть лет занимаемся в центре, и, конечно, я вижу прогресс. Изначально нашей целью были коррекция нежелательного поведения и развитие речи. Со временем начали готовиться к урокам и теперь работаем над глобальным чтением, навыком счета, учимся писать. Вот уже 3 года Костя ходит в коррекционную школу и продолжает заниматься в центре. В школе он не отстает от других ребят, хорошо усваивает материал и делает всё, что нужно для ребенка в его возрасте, а я очень рада, — делится мама Кости Ольга.
Каких успехов добились педагоги
Первый опыт подготовки детей к школе в центре «Другая сторона» случился 4 года назад. Результат был потрясающий: более 50% занимавшихся ребят смогли успешно поступить в общеобразовательные школы. Позже подобный опыт повторили 3 года назад. Итоги снова превзошли ожидания.
— Дети, занимавшиеся с нами, до сих пор учатся в школах. Но, если бы они не пришли в центр, как минимум 30% из них перевели бы на домашнее обучение. Это стандартная практика, когда ребенок не готов к школе и на уроках не успевает осваивать материал на уровне остальных детей в классе. В этом случае родителям приходится полностью самим заниматься обучением ребенка. Если же малыш поступает к нам, эту функцию мы полностью берем на себя, — объясняет к. б. н., клинический психолог, логопед Екатерина Каменченко.
Как строится распорядок дня в центре
День в центре делится на две части. В первой половине проходят учебные занятия: письмо, математика, грамота, чтение. Во второй начинается продленка: спорт, творчество, коммуникативные группы, направленные на развитие общения и бытовых навыков.
Ребенок находится в центре с 09:00 до 17:00, и не просто под присмотром бабушки или няни, а постоянно развивается, учится и осваивает новое. В это время родители могут спокойно работать и заниматься своими делами.
Хоть расписание центра и напоминает школу, уроков в привычном понимании здесь нет. Дети не сидят за партами по 45 минут и не поднимают руку, чтобы ответить, потому что всё строится индивидуально.
— Перед тем как начать заниматься, мы проводим диагностику. С каждым ребенком отдельно прорабатываем его слабые места, те навыки, которые нужно подтянуть, развить. Можем вернуться к ним не один раз в течение одного занятия. Одному проще начать с математики, другому — с чтения. С кем-то надо встать и подвигаться, иногда надо перейти на ковер и поиграть. Мы всё это учитываем: постоянно меняем виды деятельности, при этом осваиваем школьный материал, — говорит Екатерина Каменченко.
Фундаментальное обучение детей идет по методу прикладного анализа поведения — АВА-терапии. Подход популярен и является отличным вариантом коррекции для детей с ОВЗ, а особенно — для детей с РАС.
Терапия предполагает внедрение в жизнь малыша необходимых отсутствующих навыков. Если ему нравятся результаты его действий, он будет повторять их с гораздо большей радостью, охотой и желанием. Исходя из этой концепции, каждое достижение на занятиях поощряется, а неудачи не одобряются или игнорируются.
— Этот подход показывает свою эффективность не столько в донесении материала, сколько в организации учебного процесса. Всё выстроено очень четко и системно. Ребенок видит, как идет по ступенькам, и знает, что с каждым следующим шагом его ждет посильное усложнение. Сама образовательная деятельность идет по адаптивным программам. Каждому ребенку ее прописывают на психолого-медико-педагогической комиссии, по ней мы и идем, — объясняет Екатерина Каменченко.
Педагоги центра помогают спокойно и без стресса пройти промежуточную аттестацию при школах по итогам изученного материала. Это очень важный момент в обучении ребенка.
Попасть в Центр поддержки семейного образования могут дети начиная с 5 лет и старше. При этом педагоги считают, что, чем раньше начать занятия, тем ярче будет виден результат у ребенка.
Узнать подробности о занятиях и уточнить, какие документы нужны, можно на индивидуальной консультации. Записаться на нее можно по телефону +7 960 006–04–12.
Центр реабилитации и социальной адаптации «Другая сторона»:
Архангельск, ул. Выучейского, 16, корпус 1;
телефон +7 960 006–04–12;
группа во «ВКонтакте».