![](https://n1s1.hsmedia.ru/82/69/b6/8269b6c0bf4f88e0789b9ec8dbe62a3d/656x438_1_ee24d922ca9d56fb3af85e943568bfc1@2998x1999_0x3WLrc4oa_6193350281432839100.jpg.webp)
В Архангельске появился Центр поддержки семейного образования. Его открыли на базе проекта «Другая сторона», где помогают детям с аутизмом, РАС и другими задержками в развитии.
Сейчас здесь открыли набор в подготовительный, первый и второй классы. Как проходят занятия и почему они могут стать хорошей альтернативой коррекционному классу и домашнему обучению? Подробности — в фоторепортаже.
История маленького Кости: чему радуется его мама
Косте 11 лет. Вместе с коррекционным педагогом и психологом Татьяной Нижник он сначала читает с листа, а потом идет к доске решать примеры на сложение. Если становится сложно, мальчик просит Татьяну помочь. Вместе с педагогом они считают в уме, вписывают правильный ответ и закрепляют успех символическим «дай пять».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/23/48/6c/23486cd753da8a49f8a8fc538cc5dfcc/656x438_1_56686de038278b929484157983610e76@2998x1998_0xVFHdumOE_8980637704968697019.jpg.webp)
Когда Костя пришел в центр, он не разговаривал и не понимал речь. На занятиях проявлял агрессию, мог разбросать книжки и не выполнял требования педагога. Вместе с АВА-терапистом и логопедом Ириной Дегтяревой они провели масштабную работу по коррекции нежелательного поведения и смогли сформировать желание учиться.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c7/3e/b6/c73eb6dbefdad9f09a5bedadd07ffb58/656x438_1_922623758ddad7e4f053c62053350d74@2998x1999_0xXsUEmHja_7120866553084821742.jpg.webp)
— Мы развивали понимание и запуск активной речи. Сейчас Костя может обращаться с просьбами, использует слова приветствия и прощания, называет педагогов по именам. Мы обучили мальчика навыкам глобального чтения, а позже и послоговому чтению. Большое внимание уделяем абстрактным понятиям, мыслительным процессам, обобщениям и систематизации объектов, — объясняет педагог.
Сейчас работа продолжается. С ребенком оттачивают произношение, восприятие на слух. Костя уже умеет не только писать под диктовку и списывать с доски, но и набирать слова на клавиатуре компьютера. Аккуратно, маленькими шагами педагоги, родители и сам мальчик достигли хорошей динамики в развитии.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/2d/2b/7f2d2b4dbef2446defc16fe166def00c/656x438_1_c8fb63802191f24d2ba626b814f5e5e9@2998x1999_0xHwger7g8_4548047998010400745.jpg.webp)
— Мы уже шесть лет занимаемся в центре, и, конечно, я вижу прогресс. Изначально нашей целью были коррекция нежелательного поведения и развитие речи. Со временем начали готовиться к урокам и теперь работаем над глобальным чтением, навыком счета, учимся писать. Вот уже 3 года Костя ходит в коррекционную школу и продолжает заниматься в центре. В школе он не отстает от других ребят, хорошо усваивает материал и делает всё, что нужно для ребенка в его возрасте, а я очень рада, — делится мама Кости Ольга.
Каких успехов добились педагоги
Первый опыт подготовки детей к школе в центре «Другая сторона» случился 4 года назад. Результат был потрясающий: более 50% занимавшихся ребят смогли успешно поступить в общеобразовательные школы. Позже подобный опыт повторили 3 года назад. Итоги снова превзошли ожидания.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4d/fe/df/4dfedf66b94b025194cd29b2fb4b61b9/656x438_1_6b2d24bf581b88328de9c27d50e5bf1e@2998x1999_0xQsJwb8ad_6006342632680170140.jpg.webp)
— Дети, занимавшиеся с нами, до сих пор учатся в школах. Но, если бы они не пришли в центр, как минимум 30% из них перевели бы на домашнее обучение. Это стандартная практика, когда ребенок не готов к школе и на уроках не успевает осваивать материал на уровне остальных детей в классе. В этом случае родителям приходится полностью самим заниматься обучением ребенка. Если же малыш поступает к нам, эту функцию мы полностью берем на себя, — объясняет к. б. н., клинический психолог, логопед Екатерина Каменченко.
Как строится распорядок дня в центре
День в центре делится на две части. В первой половине проходят учебные занятия: письмо, математика, грамота, чтение. Во второй начинается продленка: спорт, творчество, коммуникативные группы, направленные на развитие общения и бытовых навыков.
Ребенок находится в центре с 09:00 до 17:00, и не просто под присмотром бабушки или няни, а постоянно развивается, учится и осваивает новое. В это время родители могут спокойно работать и заниматься своими делами.
Хоть расписание центра и напоминает школу, уроков в привычном понимании здесь нет. Дети не сидят за партами по 45 минут и не поднимают руку, чтобы ответить, потому что всё строится индивидуально.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6f/a0/73/6fa07329ef5178f39d55ac0c9ae3872e/656x438_1_3cdd15bf5c65bf2a41e0989fc08fbc03@2998x1999_0xCXoBl54S_8856910908118798615.jpg.webp)
— Перед тем как начать заниматься, мы проводим диагностику. С каждым ребенком отдельно прорабатываем его слабые места, те навыки, которые нужно подтянуть, развить. Можем вернуться к ним не один раз в течение одного занятия. Одному проще начать с математики, другому — с чтения. С кем-то надо встать и подвигаться, иногда надо перейти на ковер и поиграть. Мы всё это учитываем: постоянно меняем виды деятельности, при этом осваиваем школьный материал, — говорит Екатерина Каменченко.
Фундаментальное обучение детей идет по методу прикладного анализа поведения — АВА-терапии. Подход популярен и является отличным вариантом коррекции для детей с ОВЗ, а особенно — для детей с РАС.
Терапия предполагает внедрение в жизнь малыша необходимых отсутствующих навыков. Если ему нравятся результаты его действий, он будет повторять их с гораздо большей радостью, охотой и желанием. Исходя из этой концепции, каждое достижение на занятиях поощряется, а неудачи не одобряются или игнорируются.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fc/dc/46/fcdc46dc6feb641d64b4174456b10173/656x438_1_28d5022df351bcfa7761c0b9040ef0a9@2998x1999_0xIbJJYxvL_7611783509107362863.jpg.webp)
— Этот подход показывает свою эффективность не столько в донесении материала, сколько в организации учебного процесса. Всё выстроено очень четко и системно. Ребенок видит, как идет по ступенькам, и знает, что с каждым следующим шагом его ждет посильное усложнение. Сама образовательная деятельность идет по адаптивным программам. Каждому ребенку ее прописывают на психолого-медико-педагогической комиссии, по ней мы и идем, — объясняет Екатерина Каменченко.
Педагоги центра помогают спокойно и без стресса пройти промежуточную аттестацию при школах по итогам изученного материала. Это очень важный момент в обучении ребенка.
Попасть в Центр поддержки семейного образования могут дети начиная с 5 лет и старше. При этом педагоги считают, что, чем раньше начать занятия, тем ярче будет виден результат у ребенка.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7c/e5/3d/7ce53d8b18299e6563051b4f7f921e0d/656x438_1_105414ac30072ba8a983301f4afe900c@2998x1999_0xc8y14V16_9167847602967416819.jpg.webp)
Узнать подробности о занятиях и уточнить, какие документы нужны, можно на индивидуальной консультации. Записаться на нее можно по телефону +7 960 006–04–12.
Центр реабилитации и социальной адаптации «Другая сторона»:
Архангельск, ул. Выучейского, 16, корпус 1;
телефон +7 960 006–04–12;
группа во «ВКонтакте».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ee/ec/b9/eeecb9f6e51cabd0480b7a3a42b5ede8/656x231_1_8283f2de7261470bb45dd23ad4d3fd62@800x281_0xdelJkryB_9078442024880830138.jpg.webp)