Маленькой Василисе — четыре года. На занятии с педагогом центра «Другая сторона» она бегло строит фразы, составляет логические связи: «Мишка грустный, потому что грязный», легко соглашается выполнять задания, включается в игру. Но так было не всегда.
Родители девочки обратились в центр больше года назад. Тогда у Василисы были сложности в коммуникации с другими людьми: на вопросы родителей и педагогов она отвечала что-то свое, часто кричала, не понимала обращенную речь. После регулярных занятий всё изменилось. Теперь девочка ходит в садик при центре и осваивает новые навыки и знания.
— Сейчас у Василисы уже полностью сформировано учебное поведение, она усидчива, видит логические связи, противоположности, может концентрировать внимание. У девочки очень большой активный и пассивный словарный запас. Сегодня, например, она назвала мне хамелеона — сложное слово для такого возраста. С каждым разом мы постепенно усложняем задания и начинаем готовиться к школе, — поделилась педагог центра.
Работа строится от запроса родителей
Коррекция нежелательного поведения и запуск речи — одни из самых частых запросов, с которыми родители приходят в центр «Другая сторона». Педагоги здесь работают с детьми, у которых есть различные задержки в развитии, а также расстройства аутистического спектра. И часто творят чудеса.
— Однажды к нам пришла мама, которая была очень расстроена и почти опустила руки. Такое бывает, когда родители долго не видят прогресс у ребенка. В таких случаях мы рекомендуем набраться терпения и не ставить на малыше крест. Всё индивидуально и кому-то требуется чуть больше времени. Педагог взял девочку на занятие, поработал с ней, и буквально сразу она начала выполнять задания, вырезать кружки из бумаги. Мы часто снимаем видео на занятиях, чтобы показать родителям успехи их детей. Когда мама увидела его, заплакала от радости, — вспоминает клинический психолог, логопед центра «Другая сторона» Екатерина Каменченко.
Педагоги центра всегда дают родителям обратную связь, обсуждают все сложности и успехи детей, подсказывают, какие занятия и игры можно интегрировать в общение с ребенком дома.
— Мы занимаемся как с малышами от года, так и с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Вся работа строится комплексно и направлена на развитие социальных, бытовых и академических навыков. Например, ребенок кричит, убегает на улице, не может стоять на остановке и ждать автобус, очень избирателен в еде и не может усидеть за столом, боится замкнутых пространств, — объясняет специалист по социальной работе, АВА-терапист Яна Тюлюбаева.
Ранняя помощь дает свои плоды
Как показывает практика, чем раньше взрослые замечают тревожные звоночки и обращаются к специалистам, тем больших успехов в будущем могут добиться дети. Специально для этого в центре работает ранняя помощь, где педагоги консультируют и занимаются с детьми от 1 года до 3 лет.
— 90% родителей с порога говорят: «У нас нет речи». Когда начинаешь разбираться, оказывается, что проблема не только в речевом аппарате. У ребенка нет контакта взглядом, поведенческие проблемы — убегает, не понимает речь. Радует, что родители стали обращаться всё раньше, и наша ранняя помощь, которую мы курируем уже несколько лет, дает свои плоды. На ней мы полностью готовим ребенка, запускаем речь — и дальше он уже переходит к освоению академических навыков, которые нужны для успешной учебы в школе, — объясняет Екатерина Каменченко.
Комплексный подход во всём
Перед началом занятий в центре каждый ребенок проходит диагностику по всем сферам познавательной деятельности. Педагоги выявляют сильные и слабые стороны в развитии, после чего составляют «коррекционный маршрут».
Чтобы ребенок развивался полноценно и всесторонне, в центре используют комплексный подход. Специально для этого в центре «Другая сторона» работает команда разных специалистов: логопедов, психологов, нейропсихологов, инструкторов по физической культуре. Работа в одной связке позволяет добиваться хорошей динамики.
Помимо занятий за партой, у ребят есть разные кружки. Один из них — логоритмика, занятия по которой проходят раз в неделю. Дети обожают петь, танцевать, двигаться под музыку и всегда уходят с них радостные и в хорошем настроении. Двигательная активность, как и игры — важные составляющие правильного развития. Поэтому дети также регулярно посещают адаптивную физкультуру.
С прошлого года эти занятия стали еще более качественными. В центре появилось новое современное оборудование — сенсорно-динамический зал «Дом совы» и интерактивный скалодром. Их удалось приобрести при поддержке губернатора Архангельской области. Как они работают, педагог центра показала на занятии с четырехлетним Левой.
Раньше мальчик боялся замкнутых пространств, плакал, кричал, убегал от родителей. Сейчас он смело забирается по лестнице в «Дом совы». Это уникальное пространство создает у ребенка ощущение безопасности, позволяет изучать мир, лучше осознавать себя и свое тело, тренирует ловкость, баланс и координацию.
С помощью интерактивного скалодрома спорт превращается в увлекательную игру с квестами. Например, педагог просит достать игрушечную лягушку с самого высокого «камушка» на стене, а мальчик должен сообразить, как к нему подобраться. Или, тренер может вывести на стену изображение и предложить ребенку ловить двигающихся рыбок. Так малыш учится контролировать свои движения, принимать самостоятельные решения. А благодаря большому количеству снарядов педагог может предложить детям множество заданий.
Узнать подробности о занятиях и уточнить, какие документы нужны, можно на индивидуальной консультации. Записаться на нее можно по телефону: +7 (960) 006-04-12.
Проект реализуется при поддержке Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области.
ИП Клиндюк Анна Васильевна, vk.com/drugaya_storona29