Лонгриды «У меня самый большой класс в школе — 9 человек». История московской учительницы, переехавшей в глубинку

«У меня самый большой класс в школе — 9 человек». История московской учительницы, переехавшей в глубинку

Дарья Зеленова рассказала о своей новой жизни под Новосибирском

Дарья Зеленова уже почти год живет в Новосибирской области
Источник:

Дарья Зеленова родилась и выросла в подмосковной Балашихе, преподавала в университете, занималась дошкольным образованием, а потом уехала работать в деревенскую школу. От Новосибирска до Сосновки, где теперь преподает Дарья, — 60 с лишним километров. Дорогу легко может перегородить стадо коров или отара овец, а в классах учится по 5–6 человек. Дарья рассказала нашим коллегам из MSK1.RU, почему перебралась из ближнего Подмосковья в Новосибирскую область.

«Ерундовое расстояние»

Дарья выходит из своей квартиры в Бердске — это небольшой город под Новосибирском. Садится в машину и по дороге, которая почти сразу после выезда из городка превращается из асфальтированной в грунтовую, 40 минут едет в село Сосновка. Подъезд к школе перегораживает стадо коров, Дарья разворачивается — видит отару овец. Добирается до школы — небольшого одноэтажного здания. Здесь учится около 50 человек. Дарья преподает во втором и четвертом классах. Четвертый класс — самый большой, там 9 школьников.

Класс, где преподает Дарья
Источник:

Соответственно, и кабинет у Дарьи самый просторный. Зимой здесь всегда жарко — дети ходят в футболках. Отопление в школе печное — как и во всей деревне, газ сюда так и не провели, хотя местные жители (всего их меньше тысячи) пытались добиться.

— Коллеги говорят: «Ну как же так, вы по 40 минут каждый день ездите!» И я сначала тоже задумалась: «Как же это я так?», а потом поняла, что это ведь какое-то ерундовое расстояние. В Балашихе от вуза до дома я ехала час, хотя в выходные этот же путь занимал 20 минут. А здесь никаких пробок, хотя дорога не очень хорошая. Но за ней следят. Коллеги говорят, что несколько лет назад ее размывало и было невозможно выехать из села — в этом году такого не было. Можно проехать в любое время. Я очень боялась, что не смогу ездить зимой, но нет, без проблем, — рассказывает Дарья Зеленова.

Школа в Сосновке
Источник:

В августе 2022-го она приехала сюда работать учительницей начальной школы по программе «Учитель для России» благотворительного фонда «Новый учитель».

Уплывший теплоход

О том, чтобы переехать в глубинку, Дарья впервые задумалась лет пять назад.

— Я пять лет работала в вузе. И меня сильно удивляло, почему все едут в Москву, что здесь такого особенного? Захотелось посмотреть на другие регионы — не просто приехать-уехать, а увидеть с точки зрения жителя, — делится Дарья.

Дарья любит путешествовать
Источник:

Она была уверена, что арендует домик в глубинке, затопит печь и будет совершенно счастлива. Но начала с того, что переехала из родительской квартиры в обычный частный дом в Балашихе, где были все привычные удобства. И тем не менее начались проблемы: «То труба, то котел». Дарья взглянула на ситуацию трезво и поняла, что жизнь в частном доме вдалеке от родных, готовых быстро прийти на помощь, просто не вытянет.

В 2022 году после долгих раздумий Дарья решилась на переезд — стала участницей программы «Учитель для России». К этому подвело стечение обстоятельств: последние три года Дарья летом работала администратором на теплоходах — а тут вдруг не удалось получить работу, теплоход уплыл без нее.

«Учитель для России» — это общественная программа благотворительного фонда «Новый учитель», благодаря которой выпускники и профессионалы из разных сфер в течение двух лет работают учителями в простых школах, чтобы обеспечить равенство образовательных возможностей для детей из регионов России. Участники программы, помимо официальной зарплаты учителя, которую дает школа, получают 20 тысяч стипендии и 15 тысяч компенсации за аренду жилья. Все участники проходят профессиональную переподготовку до выхода в школу и в течение 2 лет продолжают обучение. Партнер по обучению учителей-участников — Московский государственный институт международных отношений (МГИМО).

Родители (Дарья с ними очень близка) вздохнули: «Всё с тобой понятно, езжай».

— Они, наверное, ждали чего-то подобного, какой-то непонятной штуки, которую я вытворю, — смеется Дарья. — Сейчас сложно и им, и мне. Они очень хотят быть ближе, тяжело переживают, что я так далеко уехала.

Это самый большой кабинет в сельской школе — здесь занимается 4-й класс
Источник:

До Сосновки она не преподавала в школе — занималась с дошкольниками в частном клубе в Москве, работала со студентами.

— Я сильно хотела в школу — это тот уровень образования, который я не захватила.

Снимать дом в Сосновке не рискнула, обосновалась в ближайшем городке — Бердске.

По этой дороге Дарья ездит в школу
Источник:

— Я лучше поняла себя и свои требования к комфорту. Думаю, если бы я в 2018 году переехала в дом, где туалет на улице и печное отопление, как планировала, то, скорее всего, не смогла бы доработать. Учительская работа занимает очень много времени. Иногда я выхожу из школы в 18 часов, и если бы у меня была еще и печь дома и надо было бы чистить снег зимой (а зима здесь долгая), наверное, у меня не хватило бы сил, — говорит Дарья.

Белый лист

Большинство детей, с которыми работает Дарья, — это младшие дети в многодетных семьях. Практически никто из них не ходил в детский сад — его в селе просто нет. Некоторых родители возили в садик в Бердск — но таких меньшинство.

— К первому классу они не умеют читать, считать, не знают, что такое цифры, путаются в треугольниках и квадратах, могут назвать только пару букв. Но они настолько готовы познавать новое, что это впечатляет, правда. Они радуются всему, что происходит вокруг них. Московские дети, когда идут в первый класс, спокойно читают довольно большие тексты, могут их пересказать, отлично считают в сотни. Мне кажется, это очень искажает их детство. К первому классу они уже не очень-то горят желанием познавать новое. А это первый класс, дальше еще одиннадцать лет школы, — считает Дарья.

Дарья в классе
Источник:

Семьи практически всех учеников держат скотину: у кого-то корова или две, у кого-то козы или овцы. Дети пасут коров, помогают в огороде — это неотъемлемая часть жизни. Некоторые семьи не выезжают из села — живут фермерским хозяйством. Другие ездят на работу в Искитим — это ближайший город, поменьше Бердска.

— До него ходит автобус три раза в день. Причем уехать на работу на общественном транспорте можно, а с работы после 18 часов — уже нет, автобус уходит раньше. Наверное, как-то кооперируются с людьми, у которых есть автомобили. Я пытаюсь представить эту жизнь: нужно подоить корову, затопить печь, а еще у тебя работа и четверо детей, — делится учительница.

Вид из окна школы на деревню
Источник:

В самой Сосновке есть дом престарелых, клуб, где занимаются дети в кружках, школа (местные жители работают здесь учителями, уборщиками, истопниками) и птицефабрика.

Большинство детей растут в рамках села, ездят разве что в Искитим, потому что в Сосновке есть только фельдшерский пункт, если нужно, например, к стоматологу — придется ехать в город. То же и с покупкой одежды — в Сосновке есть только продуктовые магазины.

— Сейчас во всех школах есть электронные дневники, но я понимаю, что не все родители могут туда войти. Где-то у 20% людей нет интернета, телефоны кнопочные. Изначально меня это очень сильно удивило, — говорит Дарья.

Социализация по-сосновски

Ученики Зеленовой привыкли к маленьким расстояниям.

— Для ребенка самое большое расстояние — от школы до дома. Они говорят: «Я так далеко живу!» А это «так далеко» — это минут 15, — рассказывает Дарья. — Поэтому, когда мы едем на экскурсию, им очень сложно пережить дорогу. Даже час езды на автобусе — уже сложно, а это только часть пути. Они выходят оттуда: «Как, еще электричка? Еще экскурсия? А может, назад?»

Дорога на Сосновку зимой
Источник:

В этом учебном году Дарья с детьми побывали в «Экспериментариуме», планетарии и музее железнодорожной техники в Новосибирске, ездили в Искитим в краеведческий музей.

— Учителя для России не только ведут уроки, еще они стремятся давать детям разные возможности, стремятся к социализации детей. Когда мы ездили в «Экспериментариум» на электричке, каждый сам покупал себе билет. А в Новосибирске, чтобы выйти, нужно было приложить его к турникету. Дети впали в ступор. Я очень благодарна женщине-контролеру: она каждому ребенку помогла приложить билет, — рассказывает Дарья.

Периодически Дарья старается дать детям возможность поработать за ноутбуком — дома у большинства из них компьютеров нет: учит, как включить / выключить, зайти в Сеть, пользоваться поиском.

Летняя жизнь

Село Сосновка находится на берегу Обского моря. Ученики Дарьи очень удивились, когда она рассказала им, что это на самом деле не море, а водохранилище. Летом дети много рыбачат, кто-то из старшеклассников зарабатывает этим на жизнь.

В июне село оживает: приезжает много дачников, жителей окрестных городов, которые просто решили искупаться.

Мост, по которому ученики Дарьи идут в школу
Источник:

— За счет этого сильно меняется ритм жизни села. Родители начинают бояться выпускать маленьких детей гулять по деревне. И это оправданно: появляется много непонятных людей, автомобилей, а дети не привыкли к этому. Они думают: «Машина сама как-нибудь объедет, а я иду по дороге и иду». А еще они же все на велосипедах — это главное средство передвижения. И когда появляются другие люди, перемещаться в Сосновке становится сложнее, — описывает Дарья.

А вот в октябре в учительской начинаются разговоры: «Ну вот, все уехали, я одна на улице, становится страшно».

Сама Дарья на лето улетит в Подмосковье, к родителям. Что будет делать после окончания участия в программе «Учитель для России» (она закончится через год), пока не знает — но хочет остаться в системе образования и продумывает, как бы не возвращаться в Москву.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Мнение
Рушим миф про красных снегирей: две яркие птицы — вовсе не парочка
Мария Вершинина
Журналистка из Архангельска
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Рекомендуем
Объявления