Образовательный процесс — это стресс, особенно для первоклашек. Нужно не только освоить чтение, письмо и счет, но и научиться спокойно сидеть за партой, внимательно слушать педагога, анализировать информацию и отвечать на вопросы. Особенно тяжело все эти навыки даются, если у ребенка есть особенности развития и поведения.
Чтобы такие дети не чувствовали себя среди сверстников белыми воронами, в Архангельске уже второй год работает Центр сопровождения семейного обучения. В нем педагоги занимаются с детьми от 6,5 до 12 лет, у которых есть различные задержки психического развития, аутизм, РАС и другие особенности психического спектра.
— Часто такие дети в обычных школах испытывают сложности. Учителям трудно справиться с большими классами, где хромает поведение. Кроме этого, тьюторов не хватает, а таким детям нужен особый подход. Причем не только в обучении, но и в формировании навыков. Это и учебное поведение, и умение общаться в коллективе, слушать учителя, отвечать у доски и так далее. Мы как раз сопровождаем таких детей и помогаем им освоить школьную программу. Наша работа строится на АВА-терапии, которая уже много лет признана во всем мире и позволяет корректировать поведение детей с ОВЗ, и особенно — детей с РАС. Благодаря индивидуальному подходу, у каждого ребенка подтягиваются именно те навыки, которые у него западают, — объяснила к. б. н., клинический психолог, логопед Екатерина Каменченко.
С каждым ребенком, который приходит в центр, педагоги проводят специальную диагностику и создают индивидуальный коррекционный маршрут, по которому выстраивают работу. Иногда ее начинают не с изучения букв, а с коррекции поведения, запуска просьб, формирования речи.
Когда малыш готов, он попадает в группу, где детям помогают осваивать общеобразовательные предметы. Благодаря тому, что группы маленькие, педагог всегда может уделить внимание каждому и проработать индивидуальные моменты, требующие внимания.
— Наш опыт показывает, что центр эффективен и востребован. Так, например, в прошлом году многие родители, которые обратились к нам в сентябре, жаловались на нежелательное поведение детей, отсутствие желания учиться. А в октябре, все детки уже с удовольствием спешили к педагогам, выработали усидчивость, научились поднимать руку, отвечать с места и у доски, — поделилась Екатерина Каменченко.
Еще один показатель эффективности: все, кто поступили осенью, весной успешно сдали промежуточную аттестацию.
Чтобы родителям было удобнее, после основных занятий в центре есть продленка. В ней дети не только выполняют домашние задания, но и дополнительно закрепляют со специалистами необходимые навыки. А еще читают книжки, ставят сценки, отмечают праздники, занимаются творчеством в кружках — делают аппликации, картины и даже берут друг у друга интервью, снимают на видео и потом смотрят. Также дети, которые нуждаются в дополнительных занятиях с дефектологами, логопедами, могут их получить в течение дня, а родителям не надо выделять дополнительное время, чтобы отдельно возить ребенка на эти занятия.
Еще один важный пункт — в центре тесно работают с родителями. Каждый раз педагоги готовят индивидуальные рекомендации, как отрабатывать дома те или иные навыки, задания. Отдельно в центре проходят мастер-классы, где мамам и папам особенных детей дают техники, как находить силы на воспитание и оставаться в ресурсе.
Кроме этого, большое внимание в центре уделяют подготовке ребенка к школе. Начать занятия можно с любого возраста.
— Важно, чтобы ребенок с РАС, особенностями психического поведения был готов к школе. Так ему будет гораздо легче адаптироваться к новому учебному процессу. Причем неважно, попадет он в наш Центр поддержки семейного обучения или пойдет в обычную или коррекционную школу. У нас дошколята могут посещать кружки, которые педагоги ведут с сентября по май. Группы набирают не только возрасту, но и по уровню детей. Нам важно увидеть каждого ребенка. Благодаря тому, что педагоги учитывают все особенности детей, малышам удается не только освоить школьные навыки, но и скорректировать поведение, подготовить руку к письму, сформировать роль ученика. Дети с удовольствием идут на эти занятия, потому что они не только полезные, но и душевные, живые, радостные, — сказала Екатерина Каменченко.
Узнать подробности о работе центра, а также записаться на индивидуальную диагностику, получить консультацию можно по телефону +7 960 006–04–12.
ИП Клиндюк Анна Васильевна, schastlivoedetstvo.nubex.ru