![Виктория Байрамова: «Восстание машин нам пока не грозит» Директор Т2 в Поморье рассказала о достижениях компании в регионе и планах на будущее | Источник: пресс-служба T2](https://n1s1.hsmedia.ru/bb/c7/16/bbc7162cb5b95e197e76625e0d791307/656x438_1_934fc2effd525ce1e29c4cd3fbab4c05@4500x3000_0xcV1S2389_9592974622058774721.jpg.webp)
Директор Т2 в Поморье рассказала о достижениях компании в регионе и планах на будущее
По внутренним оценкам компании, Архангельская область стала одним из лидеров по зоне покрытия и качеству связи на Северо-Западе в 2024 году. Директор Т2 в Поморье Виктория Байрамова рассказала о том, почему аналитика больших данных помогает развивать инфраструктуру, что влияет на скорость интернета и как сэкономить на цифровых сервисах.
Виктория, среди самых заметных инфоповодов 2024-го ребрендинг T2 занял второе место по России. Как изменилось позиционирование компании на рынке?
— На самом деле оно изменилось задолго до этого, ребрендинг же окончательно закрепил наши новые амбиции и философию. Нужно отметить, что впервые в истории российского телекома компания сменила не только бренд, но и название.
«TELE2» большими черными буквами — бренд, который долгое время считался дискаунтером. Эта стратегия была выбрана для конкретной целевой аудитории и на определенном этапе себя оправдывала. Мы ушли от нее еще в 2017 году, постепенно смещая фокус позиционирования к законодателю трендов на телеком-рынке. Слоган «Другие правила. Новый уровень» символизирует выход на новый виток — в техническом развитии, продукте и сервисе.
Компания прошла огромный путь с точки зрения развития сети и эволюции продукта. Техническая инфраструктура позволяет нам быть в паритете, а часто и опережать конкурентов по покрытию и качеству связи. Кроме того, мы регулярно предлагаем клиентам уникальные услуги: несгораемые остатки, заморозка цены навечно, обмен минут. Т2 старается быть не просто хорошим оператором, который работает для людей. Мы стремимся быть современными, технологичными и в то же время понятными для абонентов. Мне лично новый бренд нравится яркостью и легкостью. Смотрю на это сочетание черно-розового, и душа радуется!
Вы упомянули стремительное технологическое развитие компании. Какие успехи можете выделить в Архангельской области?
— Самый главный — мы существенно расширили зону покрытия: обеспечили связью более 70 деревень и поселков. Увеличили скорости мобильного интернета в регионе на 30% за счет модернизации базовых станций. Запустили в области технологию VoLTE, которая позволяет совершать голосовые вызовы в сети 4G — собеседника слышно как вживую, а соединение происходит мгновенно.
В основе развития нашей сети лежит аналитика больших данных. Изучая накопленную информацию о пользовательском поведении, мы можем планировать расширение, распределять нагрузку на сеть и предотвращать сбои, понимая, в каких населенных пунктах области связь нужна. Мы смотрим, где люди отдыхают, работают, куда ездят на дачи, оцениваем потребности и на основании сделанных выводов планируем расширение инфраструктуры.
Всё и сразу, конечно, не построишь. Архангельская область очень сложная с точки зрения рельефа. Это тоже является важным фактором при принятии решения о том, куда компания пойдет дальше и в какие сроки. Важное направление — малые населенные пункты. Такие, где живет максимум 500 человек и где вообще раньше никакой связи не было. А после строительства базовой станции людям стали полноценно доступны все те же цифровые сервисы, что и в крупных городах. Это большая социальная миссия: сделать жизнь вдали от мегаполисов лучше, интереснее и удобнее.
А как ситуация обстоит в крупных городах?
— Сейчас потребитель стал очень требователен. Я вспоминаю времена, когда домашний интернет был на ADSL — на телефонной линии. Когда ты либо звонишь, либо пользуешься интернетом, загружать что-то сложно и долго. Потихоньку началась эволюция: появились скорости 2 мегабита…
И вот буквально вчера наши сотрудники проводили драйв-тест на одной из северодвинских локаций, где открылся новый салон связи — 127 мегабит на скачивание через мобильный телефон. Чтобы достичь таких результатов, компания серьезно усиливала инфраструктуру. Весь год мы проводили рефарминг — это перераспределение частот в 4G для того, чтобы скорость выросла. Разумеется, на этот показатель влияет много факторов: сколько человек обслуживается на конкретной базовой станции, время суток, объем контента. Но в целом по региону скорости достойные.
Как мы реагируем на связь сегодня? Она есть — это классно. И мы начинаем замечать это только тогда, когда она вдруг теряется или перестает работать. В современном мире Т2 является компанией, которая выполняет функцию жизнеобеспечения.
![Компании удалось существенно расширить зону покрытия и обеспечить связью более 70 деревень и поселков в Архангельской области | Источник: пресс-служба T2](https://n1s1.hsmedia.ru/0f/c4/9a/0fc49a2c924e2aa30a56cff56e3b4e34/656x468_1_e8b2ddc011eede56bfbc3b0ec20b91ae@1024x729_0xsYVKeMrO_8296233542598914823.jpg.webp)
Компании удалось существенно расширить зону покрытия и обеспечить связью более 70 деревень и поселков в Архангельской области
Выполняя такую важную функцию, как взаимодействуете с региональной властью, с правительством Архангельской области?
— У нашего Министерства связи и информационных технологий очень активная позиция: оно находится в постоянном диалоге с операторами, потому что есть понятные всем задачи, которые нужно решать в регионе. Мы координируем действия по развитию сети, в тех же малых населенных пунктах. Ведь очевидно, что в министерстве как нигде знают, куда связь должна прийти в первую очередь.
Вы отметили, что в основе развития сети Т2 лежит накопленная информация о пользовательском опыте клиентов. Речь о больших данных. Как вы работаете с ними?
— Сейчас Big Data — востребованный инструмент, держателей больших данных огромное количество. Вы ходите за продуктами в магазин, посещаете банки, салоны красоты, клиники. Все участники рынка собирают сведения о ваших предпочтениях, на основе которых можно сделать индивидуальное предложение. Чем в данном случае отличается оператор связи? Он единственный, кто наблюдает цифровое поведение своих пользователей круглосуточно. Разумеется, речь идет строго об обезличенных данных: мы не видим конкретного человека. Однако оператор понимает, где живут, где бывают, куда ездят отдыхать абоненты.
Таким образом, в течение суток накапливаются терабайты данных, которые позволяют делать прогнозы и строить гипотезы, чтобы предлагать клиентам лучшие решения. В Т2 сейчас работает около 300 сервисов на основе Big Data.
Какие еще продукты сегодня популярны у клиентов?
— Сейчас востребованы сервисы, связанные не только с голосом и передачей данных. Бизнес оценил преимущества виртуальной АТС, когда всё организовано на нескольких SIM-картах и не требуется дополнительное оборудование. Гео-аналитика на основе больших данных, SMS-рассылки для привлечения клиентов и даже сотрудников тоже пользуются спросом.
Еще один тренд: семимильными шагами идет развитие сегмента M2M — машина к машине. SIM-карты используются повсеместно: сигнализации в автомобиле, вендинговые аппараты, умные дома, камеры, банковские терминалы. Этот сегмент активно внедряется и на производствах. Может быть, слышали, что появляются не только беспилотные автомобили, но и экскаваторы?
Или возьмем общепит, где, как и в других сферах, есть кадровый дефицит. Как можно выходить из этой ситуации? Даже тут у оператора нашлось поле для деятельности: приходишь в ресторан, а на столе лежит планшет. В планшете SIM-карта. И больше не нужно ждать, когда к тебе подойдет официант, чтобы сделать заказ.
То есть соотношение абонентов-людей и машин будет меняться в пользу последних? Много споров ведется о том, какие угрозы таит в себе такая перспектива. Что думаете?
— Думаю, восстание машин в ближайшее время нам не грозит. Напротив, чем больше функций автоматизировано, тем ценнее становится живое взаимодействие. Вот вам реальный кейс: контактный центр нашей компании много лет подряд занимает первые места во всевозможных номинациях. Даже снято несколько фильмов о том, как call-центр помогает в самых неожиданных ситуациях, — по мотивам реальных историй работы с клиентами Т2. В наш век обезличенности, когда звонишь куда-то, где робот говорит: «Нажмите один, два, три… Повторите ваш вопрос… Не поняла, повторите еще раз…», возможность живого контакта — это очень важно. Мы опираемся на обратную связь абонентов, чтобы стать лучше. Это делает наши отношения крепче.
Какие интересные предложения есть для абонентов и на что делаете упор в секторе B2C?
— Упор во всех секторах мы делаем на клиента. И на основе Big Data, как я уже говорила, строим разные гипотезы и модели, запускаем новые продукты. Самый простой пример — обмен минут и гигабайтов. Сейчас молодежь, например, вообще не звонит: в лучшем случае «кружочки» записывает, а это уже передача данных. И здорово, когда у человека есть возможность обменять минуты на интернет. Или подарить кому-то гигабайты, если ему вдруг не хватило. Это и есть клиентоцентричность. Или возьмем нашу подписку MiXX — флагманский экосистемный продукт, в который мы включили сразу несколько наиболее популярных сервисов: «Яндекс Плюс»(12+), VK Музыка (12+), Ozon Premium (12+) и многие другие. Я посчитала, если подключать все по отдельности, выходит порядка 4 тысяч рублей. А здесь по цене от 300 рублей в месяц пользователь получает набор сервисов, которые можно использовать на нескольких устройствах, всей семье раздать. Самое главное: подписка доступна не только абонентам Т2, но и клиентам других операторов.
Меня очень радует, что за эти годы Т2 из дискаунтера превратился в законодателя на рынке телекома, которого копируют, за которым повторяют.
![Виктория Байрамова родилась и выросла в Сибири, поэтому не боится ни леса, ни суровых зим | Источник: пресс-служба T2](https://n1s1.hsmedia.ru/6f/38/c2/6f38c21073a0fe98ba9fd53a45eef9dc/656x468_1_8921220d39b9b683f3d18b54541c96e4@1024x729_0x9qZN9uiK_3314631658378747136.jpg.webp)
Виктория Байрамова родилась и выросла в Сибири, поэтому не боится ни леса, ни суровых зим
Что ждет телеком в целом и Т2 в частности?
— Если говорить про телеком в целом, он развивается в нескольких направлениях. И здесь есть аспекты, связанные с геополитикой. Во-первых, строительство сетей всегда шло на базе иностранных поставщиков. Сейчас уже есть первые базовые станции, произведенные в России. Рано или поздно мы, наверное, будем строить сети исключительно на отечественном оборудовании.
Второе — это программное обеспечение. Понятно, что все операторы работают на разном ПО. Сейчас стоит задача уйти на российские разработки. У кого-то есть собственные, у кого-то нет. Т2 в этом отношении достаточно устойчивая компания, и никакие ограничения не стали для нас потрясением.
Так что по технической части у оператора всё стабильно. Есть заблаговременно подготовленные запасы оборудования, которые позволяют развиваться и не останавливаться.
Что касается продуктов компании, они, конечно, будут и дальше эволюционировать, отвечая на запросы клиентов. Люди меняются, меняется потребительское поведение, меняются и операторы.
А что, на ваш взгляд, позволяет Т2 быть тем самым трендсеттером в индустрии?
— Как я уже говорила, это фокус на клиенте, инновационные продукты, аналогов которым не было на рынке и, конечно, скорость расширения сети. Всё это позволяет компании претендовать на лидерство. Компания смело заявляет о своих амбициях: стать оператором № 1 в России. Если смотреть конкретно на Архангельскую область, уже сейчас Т2 занимает топовые позиции и по зоне покрытия, и по качеству.
Вы возглавили архангельский филиала T2 в декабре прошлого года. С назначением впервые приехали в город? Какие у вас впечатления от столицы Поморья и ее жителей?
— Архангельск для меня не чужой. Более шести лет я проработала в Санкт-Петербурге, возглавляла департамент по развитию корпоративного бизнеса макрорегиона «Северо-Запад» нашей компании. Так что здесь бывала неоднократно, но в командировочном рабочем графике город сильно не видела.
Когда встал вопрос о том, что нужно ехать в Архангельск, я задумалась. Близкое окружение, честно говоря, восприняло эту новость скептически. Но во мне сразу что-то откликнулось. Раздумья скорее были связаны с необходимостью менять привычный уклад жизни. Но бизнес, который есть в Архангельске, и сама атмосфера, культура Севера и Поморья, мне очень близки. Я родилась и выросла в Сибири, поэтому не боюсь ни леса, ни суровых зим. Мне здесь хорошо. У меня прекрасный коллектив, замечательные коллеги. Вообще все, с кем я здесь встречалась за последний месяц, начиная от сотрудников министерства и заканчивая директорами предприятий, мне импонируют. Все они — люди честные, открытые. Это очень сильно перекликается с моими внутренними ценностями, потому что я всегда за открытый диалог.
Получается, можно провести параллели между философией Т2 и вашими личными ценностями?
— Безусловно. И мне хочется, чтобы жители Архангельской области проводили параллели между собой, своим мироощущением и тем, как себя позиционирует компания. Это абсолютно точно поможет нам укрепить позиции. А цель у меня, конечно, — безусловное лидерство. Я люблю сложные кейсы!