Город Лариса Меньшикова, министр здравоохранения Архангельской области: «Врачей-хамов будем наказывать рублем»

Лариса Меньшикова, министр здравоохранения Архангельской области: «Врачей-хамов будем наказывать рублем»

Сегодняшний герой нашей гостевой рубрики – руководитель регионального минздрава Лариса Мешьшикова. Вместе с ней мы попытаемся найти ответы на наиболее острые и злободневные вопросы, касающиеся медицинской отрасли Поморья.

– Лариса Ивановна, у жителей области много претензий к врачам и качеству медицинских услуг. Людей в белых халатах обвиняют в хамстве, невнимательности и некомпетентности. Каким образом, на ваш взгляд, можно решить данную проблему?

– Этические аспекты являются неотъемлемой частью нашей профессии. Человек, решивший связать свою судьбу с медициной, должен отвечать определенным требованиям и быть готовым к милосердию, состраданию, сопереживанию. Разумеется, ни о каком хамстве, грубости и их оправдании не может идти речи. Мы всеми силами боремся с такими явлениями – как с помощью воспитательных методов в виде обучающих конференций и индивидуальных бесед, так и путем материальных взысканий. За минувший год к нам в министерство поступило 1216 жалоб, более 70 процентов из которых касались вопросов качества оказания медицинской помощи и работы медперсонала учреждений. А на поверку оказалось, что подавляющее большинство таких обращений связаны с проявлениями некорректного отношения к пациентам со стороны докторов и медперсонала – грубости, равнодушия и т.д. Зачастую с больным просто не поговорили, не объяснили, не информировали и как результат – положительные составляющие процесса лечения перечеркнуты.

Еще раз отмечу – мы однозначно не приемлем хамства ни в каком его виде. И если увещевания не помогают, то включается экономическая составляющая – наказание рублем. Проблема действительно есть. Общение медиков с пациентами – целое искусство, которым, к сожалению, не все владеют. Медицина – это значит «отдавать» и ключевую роль здесь играют личностные качества: способность понимать собеседника, чувствовать чужую боль, сопереживать, поддерживать и многое другое.

– Как работает в регионе проект «платной скорой»? Есть ли вообще в ней необходимость и не выглядит ли это цинично?

– Никаких проектов «платной скорой» в Архангельской области не существует. В регионе при поддержке минздрава РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования работает проект «Новая скорая и неотложная помощь». Изменился источник финансирования скорой помощи, но для пациентов – жителей Поморья – скорая как была, так и осталась бесплатным и наиболее востребованным видом медицинской помощи. Суть «новой скорой» заключается в существенном обновлении автопарка скорой медицинской помощи за счет внебюджетных источников, а также передачи субъектам малого и среднего предпринимательства функций по автотранспортному обслуживанию скорой. Для пациента не изменилось ровным счетом ничего – ему по-прежнему не надо ни за что платить. Зато благодаря данной программе Архангельску в текущем году удалось получить 33 новых автомобиля для полной замены автопарка на городской станции. И никаких нареканий по работе скорой не поступало. Наоборот, налицо положительные факторы – уменьшилось время доезда до пациента, машины стали меньше ломаться, сэкономлены средства за счет внедрения более современного и эффективного менеджмента.

А насчет самой идеи появления «платной скорой» я стопроцентно уверена – в нашем регионе серьезной конкуренции у государственной скорой нет и в ближайшее время не будет. Каждому жителю области гарантирована бесплатная скорая медицинская помощь, что и обеспечивают наши медицинские учреждения.

– Проблема нехватки кадров в городах и на селе особенно остра. Какие есть способы привлечь и удержать врачей в глубинке? Работает ли «распределительная» система?

Кадровая политика в медицине зиждется на трех «китах» – оплате труда, жилье и престиже профессии. Если удается решить все перечисленные вопросы, то завлечь вчерашнего студента в район не представляется сложным. Самое сложное – удержать его там. Уверена, что закрепление специалиста на селе, в конкретном районе, в конкретной ЦРБ – это задача не только минздрава, но и власти на местах.

На сегодняшний день все молодые специалисты имеют повышенный уровень оплаты труда, им назначаются единовременные денежные выплаты (так называемые «подъемные»). Так, в прошлом году произведены выплаты «подъемных» 51 молодому фельдшеру. Каждый из них получил по 48 тысяч рублей. Также в Архангельской области успешно реализуется программа «Земский доктор», согласно которому выпускник, пожелавший ехать на село, получает миллион рублей. Эти средства он может потратить по собственному усмотрению. Правда, есть одно обязательное условие – отработать в указанном месте не менее пяти лет. В 2013-м такой вариант предпочли для себя 54 выпускника. Сама выплата включает в себя деньги как областного бюджета, так и Фонда обязательного медицинского страхования. В целом же проект «Земский доктор» помог привлечь в глубинку 85 специалистов, среди которых 11 врачей – жители других субъектов России, переехавших к нам.

Министерство здравоохранения области приобрело для работников отрасли 102 жилых помещения во всех сельских муниципальных образованиях Поморья. На сегодняшний день во многих районах есть абсолютно новое жилье, которое стоит и ждет своего часа. Также в ряде МО с местными властями достигнута договоренность о предоставлении молодым медикам квартир из муниципального служебного жилфонда. Или медучреждением осуществляется оплата съема жилья для своего сотрудника, как допустим, в Котласской ЦГБ.

Что касается процедуры распределения. Сейчас обязать кого-либо в принудительном порядке ехать в район мы не в праве. Таковы законы. Но у нас есть целевая контрактная подготовка, когда уже при поступлении в вуз абитуриент заключает договор с конкретной больницей, где и должен отработать не менее трех лет после окончания ВУЗа. Конкурс у «целевиков» отдельный. В течение всего периода обучения больница производит доплаты к стипендии за счет областного бюджета, предоставляет возможность проходить практику и др. В студенческом наборе прошлого года у нас 58 таких человек. В этом году планируется взять еще 77. Общая же численность «целевиков» на всех курсах – составляет 334 человека. Надо отметить, что все они обучаются на бюджетных местах. Плюс еще 35 студентов учатся за счет областной казны – это так называемые «компенсационщики». С каждым годом целевой набор будет расти – и это своеобразная альтернатива «распределению».

– Много говорят о том, что северная медицинская школа себя изжила, а новое поколение врачей от тех, кто работал в годы СССР. Профессор Татьяна Иванова в интервью нашему сайту сказала так: «Сейчас иногда преподают дисциплину люди, которые даже не бывают в больницах, потому они не могут своего опыта ни накопить, ни передать студентам – будущим врачам». Согласны ли вы с этим?

– Я отношусь к Татьяне Николаевне с большущим уважением – она учитель многих поколений врачей, заслуженный человек и безусловный авторитет в нашем медицинском сообществе. В данном случае она поднимает проблему преподавания, того, кто учит сейчас будущих врачей. Я сама имею непосредственное отношение к СГМУ и могу сказать, что основная масса его педагогических кадров – высококлассные специалисты, которых бы мне не хотелось критиковать. Уровень качества подготовки выпускников северной медицинской школы очень высок. Преподавателей СГМУ приглашают для проведения обучения врачей в Мурманской области, республике Коми, Хакассии, Ростовской области и в другие регионы нашей страны, даже туда, где есть свои медакадемии.

Но, конечно, проблема существует. Сейчас в определенной степени усложнились отношения студентов-медиков и пациентов. Раньше, придя вместе с преподавателем в лечебное учреждение, учащиеся вуза могли свободно обследовать больного, отрабатывая определенные практические навыки. Теперь же уровень юридической грамотности у населения очень высок – далеко не каждому захочется, чтобы его осматривало множество посторонних глаз и пальпировали руки студентов. И пациент вправе отказаться от этого. Поэтому нынче набирает обороты так называемая симуляционная медицина – когда студенты отрабатывают навыки на специальных роботах, максимально имитирующих человеческий организм. В этом есть свои плюсы и минусы. Конечно, никакой совершенный аппарат или фантом не заменит живого человека и это надо признать.

Также надо учесть, что нынешнее поколение врачей отличается от того, которое работало во времена СССР. Сейчас мы живем в другой стране, и каждый из нас – продукт современной эпохи. Но милосердия еще никто не отменял. И молодые люди, приходя учиться на врачей, имеют в своем багаже весь арсенал лучших человеческих качеств. Очень хочется, чтобы они сохраняли и приумножали их.

– Диспансеризация: отношение к ней и у врачей и у пациентов двоякое. Критики говорят, что она проходит формально и зачастую не выявляет болезни. Согласны ли вы с этим и какие положительные стороны вы бы отметили в диспансеризации?

– За четыре месяца 2014 года в Архангельской области диспансеризацию прошли 53 тысячи граждан. Примерно у шести сотен из них выявлено подозрение на онкологические заболевания. Все они считали себя здоровыми и их ничего не беспокоило. Ранняя диагностика злокачественных заболеваний – разве это не показатель эффективности? А своевременно начатое лечение на первых стадиях заболеваний – это благоприятный прогноз и для жизни и для здоровья. Практически у половины обследованных выявлены хронические заболевания, как правило, сердечно-сосудистой системы. Это не показатель эффективности?

Диспансеризация показала, что наши северяне в обследуемых возрастных категориях нуждаются в серьезном внимании к своему здоровью. Выявленные у большинства пациентов факторы риска в 70 процентах случаях можно устранить с помощью питания, физической активности и отказа от вредных привычек. Если человек поработает сам над собой, то он в состоянии избежать тягостных последствий для себя. Мое мнение – проходящая диспансеризация нужна и необходима. Нужно сказать, что в этом году северяне проявляют куда большую сознательность, чем в предыдущие годы и откликаются на приглашения явиться для прохождения осмотра в поликлинику. А многие приходят и без приглашений – по собственному желанию. Диспансеризация включает и лабораторные исследования, и функциональную диагностику, что позволяет выявить даже самые мельчайшие изменения в состоянии здоровья. А вот как пациент распорядится полученной информацией во многом зависит от него самого. Самое сложное – изменить образ жизни: бросить вредные привычки, начать двигаться, правильно питаться. Именно это действеннее многих лекарств. Ведь универсальной пилюли от всех болезней не существует.

Меньшикова Лариса Ивановна родилась 18 июля 1963 года в г. Камешково Владимирской области. С отличием окончила педиатрический факультет Архангельского мединститута и аспирантуру в Москве. Занималась преподавательской деятельностью в СГМУ. Профессор, доктор медицинский наук, имеет 86 научных публикаций. В течение девяти лет была начальником управления здравоохранения мэрии Северодвинска. При ее непосредственном участии организован и работает консультативно-диагностический центр на базе детской больницы города корабелов. С 2010 по 2012 гг. – министр здравоохранения и социального развития Архангельской области. В 2012-м, после разделения ведомства, возглавила региональный минздрав.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
41
ТОП 5
Мнение
«Строить новое жилье — самоубийственно». Почему архангельские сети не выдерживают и ломаются
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления