Северяне остались недовольны промежуточными результатами изысканий вблизи посёлка Катунино. На том месте власти региона собираются разместить межмуниципальный мусорный полигон. Зампредседателя правительства области Евгений Фоменко и сотрудники «АрхангельскТИСИз» представили общественности результаты полевых работ. Встреча прошла в администрации МО «Катунинское».
Впереди еще лабораторные исследования, но уже сегодня Евгений Фоменко довольно уверенно заявил: пробы грунта показывают, что этот участок земли подходит для включения в территориальную схему обращения с отходами. На встрече он несколько раз повторил: скорее всего, это подтвердят и результаты лабораторных анализов. Если так — начнутся предпроектные геологические изыскания.
— Пока мы видим — результаты изысканий позволяют включить данную площадку в территориальную схему. Еще раз хочу напомнить алгоритм действий. Поскольку это гослесфонд, строительство данного объекта возможно только после перевода земель из гослесфонда в земли промышленности. Такой перевод возможен только по распоряжению председателя Правительства Российской Федерации в случае положительного прохождения проектной документации экологической экспертизы. Это достаточно долгий период — по нашим оценкам, прохождение всех этапов займет не менее чем полтора года, — уточнил Фоменко.
Как рассказали представители ООО «АрхангельскТИСИз», геологи пробурили на участке три скважины глубиной 15 метров каждая:
— Было вскрыто по первой скважине на глубине 4,1 метра — твёрдые суглинки. Далее до проектной глубины 15 метров — пески. Водоносный горизонт вскрыт на глубине 9 с половиной метров.
Обсуждение территориальной схемы начнется 8 июля. Соответственно, её опубликуют к этому моменту. Результаты лабораторных исследований будут описаны только к следующей среде, а полный отчёт появится в пятницу, 12 июля. Видимо, в территориальную схему уже включат участок земли рядом с Катунино, не имея на руках заключения геологов. Присутствовавшая на встрече инженер-геолог Лариса Уляницкая спросила Фоменко, что же за изыскания проводились и кто составлял техническое задание — довольно странное, на её взгляд.
— У нас существует Градостроительный кодекс, существуют федеральные законы, на основании которых выполняют изыскания. Если вы выбираете площадку под строительство полигона — хотя хотелось бы, чтобы под строительство мусороперерабатывающего завода, — в техническом задании согласно всем нормативным документам должно быть отражено, что выполняется на этой стадии. Первым на этой стадии должны быть выполнены не три скважины по 15 метров, а картирование именно этой площадки в определенном масштабе с определёнными точками. Построена карта инженерно-геологического районирования. Потом мы на этой карте выбираем точки для бурения в наиболее сложных участках. Вот это изыскания. А не то, что сделал «ТИСИз». Конечно, «ТИСИз» работали по техническому заданию и работают грамотно, — сказала инженер-геолог.
Евгений Фоменко возразил ей: это не предпроектные изыскания. У них другой статус: исследования нужны для включения участка в террсхему. И геологи, по его словам, выясняли, заболочена ли местность. Лариса Уляницкая не согласилась: исследовать на заболоченность нужно не бурением трёх скважин, а с помощью полноценного инженерно-геологического районирования. Жительница Катунино, наблюдавшая за геологическими работами, тоже раскритиковала их:
— Нас пригласили поучаствовать почему-то с четверга. Изыскания начались во второй половине среды. Мы попали, когда первая скважина была уже девять метров пройдена, потому про неё ничего не можем сказать. Но про все три точки я могу сказать, что они на совершенно высоких сухих местах. Да, одна точка чуть пониже. Если две предыдущие, как нам сказали, были на высоте 58 метров, третья была на высоте 44. Это то, что нам сказали представители геодезии, но всё это ориентировочно. Мы проходили кучу заболоченных мест. Честно говоря, я не очень поняла, зачем пригласили туда общественность. Мы так и не смогли добиться никаких документов, подписанных хотя бы одной ручкой. Ни договора аренды — причем нам сказали, что мы можем получить его в офисе. В офис девушку послали — безрезультатно. Мы поняли, что цель — нас пригласить только для того, чтобы потом нами прикрываться. Зачем нас приглашали, если что не спроси — всё — государственная тайна?
Сотрудник компании, проводившей исследования, уточнил: скважины сделали на высоте 44 и 30 метров.
— Контуры вот этой площадки выбрали специально не в болоте, — заметил представитель «АрхангельскТИСИз». Люди от души посмеялись.
Северодвинский предприниматель Олег Мандрыкин потребовал опубликовать в открытом доступе технико-экономическое обоснование размещения полигона близ Катунино. Евгений Фоменко вместе «с коллегами» рассмотрит это предложение. Также собравшиеся с трудом добились объяснений, что же это будет за объект.
— Во-первых, это мусоросортировочный комплекс. Во-вторых, площадка биокомпостирования. Это участок обезвреживания для отходов, которые нельзя захоранивать. Случайно там труп вашего животного попадет — его же нельзя захоранивать. Полуавтоматическая сортировка. И вариант с переработкой будет рассматриваться после примерно полугода-года работы, когда мы примерно будем понимать морфологию отходов, которые будут туда поступать. Потому что деятельность по утилизации не тарифицируется. Она производится на страх и риск инвестора. Чтобы инвестору понять, какое оборудование надо ставить для переработки, надо понаблюдать за морфологическим составом, — ответил Фоменко.
Элла Микушева