Грядущий год в Поморье снова пройдет под лозунгами оптимизации и сокращений. Вслед за госслужащими кадровая коса пройдется по медикам — гинекологам, акушерам и всем тем, кто несет ответственность за маленьких северян. Шутка ли — более 60% «родилок» Архангельской области уберут, останутся койкоместа. В Минздраве уверяют, что все это — забота о будущих мамах и их детях. По словам чиновником, главным итогом перемен станет повышение качества медицинской помощи роженицам и малышам. Насколько это соответствует действительности, где женщины будут рожать и кто будет нести ответственность за них, мы попытались выяснить на круглом столе «Оптимизация системы родовспоможения в Поморье», организованным 29.ru
«Более 20 лет ни ремонта, ни хорошей техники»
В обсуждении приняли участие врачи, депутаты, молодые мамы и представители Министерства здравоохранения.
Напомним, с 1 января 2018 года вместо 24 останется всего 9 родильных отделений. Трехуровневая система родовспоможения выйдет на новый этап.
— Она функционирует в области с 2013 года, женщины направляются в зависимости от патологий в то или иное учреждение. От 70% до 90% из муниципальных образований уезжают на роды. В дальнейшем мы стремимся к тому, чтобы все было максимально качественно. Женщина не должна сама решать, где рожать, ей должен доктор объяснить, — прокомментировала начальник отдела медицинской помощи детям и службы родовспоможения министерства здравоохранения Архангельской области Екатерина Ольферт.
А доктор будет объяснять, опираясь, конечно, на состояние пациентки, что ехать надо либо в Архангельск — в Самойловский роддом или перинатальный центр (учреждения третьего уровня), либо в Северодвинск с его роддомом второго уровня, Новодвинск или Мирный, если вы из Плесецкого района. На юге Поморья останутся родильные отделения в Няндоме, Вельске, Котласе и Коряжме.
Минздрав, ссылаясь на заботу о мамах и малышах, говорит о некачественной несовременной помощи женщинам в районах. Мамы эту истину подтверждают: в области дела обстоят неважно.
Ольга из Березника родила в областном роддоме, как и планировала. Правда, немного раньше срока. За двух спасенных малышей она очень благодарна медикам и признает, дома, скорее всего, были бы проблемы.
— У нас в больнице не было более 20 лет ремонта, нет хорошей техники. Естественно, рожала бы в любом случае в Архангельске. У нас на приеме было 15 человек, никто не остается на роды в Березнике, все едут в город, — пояснила Ольга.
Расчет на шкуру неубитого медведя
«Храмом» для рожениц станет огромный перинатальный центр, который сейчас достраивают в центре Архангельска. Здесь будет все супертехнологично, помощь получат все, кто в этом действительно нуждается. Один нюанс — пока сложно назвать точную дату, когда флагман родовспоможения примет первых пациентов.
В региональном минздраве уверяют, что перинатальный центр — это, несомненно, важная часть реорганизации, но это «всего лишь бонус», в остальном и так давно пора переводить всех на централизованные роды.
— К сожалению, за этот год у нас в области уже родилось на полторы тысячи малышей меньше. Рождаемость падает, и будет она падать дальше по всей Российской Федерации, к сожалению. Сказывается крест 90-х, который мы пережили. Но у нас есть возможности, чтобы оказать помощь всем женщинам. Перинатальный центр — это бонус, это возможность оказать эту помощь на более высоком уровне. Но если кто-то из района не захочет уезжать, для них по сути ничего не изменится. На местах объем помощи останется тем же, что и был, — отметила Екатерина Ольферт.
Тем не менее вопросов о людей в связи с централизацией много.
— И очень много их не потому, что информации мало, а потому что народ протестует. Почему, например, нельзя в начале ввести в эксплуатацию центр, убедиться, что все работает нормально? Почему нельзя в районах создать нормальные условия? — спросил представителей минздрава депутат областной думы Сергей Пивков.
Последний вопрос, конечно, риторический, но с центром и правда пока есть определенные неясности. Сдать его должны были еще в 2016-м, за стройкой следили по веб-камерам и обещали, что вот-вот. Но подрядчик с масшатбной задачей не справился, в феврале этого года появилась информация о смене компании. Новому подрядчику — ООО «Строительно-производственная компания — А», зарегистрированному в Ленинградской области, предстояло за 840 млн рублей достроить перинатальный центр до сентября. Теперь речь идет о конце декабря, сейчас, по заверениям минздрава, идет финальная часть работ. А когда центр сдадут, нужно будет получить санитарное заключение и лицензию. Только после этого он сможет принять первых пациентов.
— Центр огромный, современный, перед персоналом стоит задача выстроить маршрутизацию, чтобы все успевать на таких площадях. Когда центр примет первых пациентов? Все будет зависит от получения лицензии. Если у нас что-то будет не так, документы вернут. Но мы рассчитываем, что этого не случится. Все-таки это объект особой важности, — рассказал о положении дел на сегодня министр здравоохранения Архангельской области Антон Карпунов. Также в минздраве заверили, что койко-мест роженицам Поморья хватит в любом случае.
Перинатальный центр возводится в рамках федерального проекта «Здоровье — детям». Цена объекта — 2,8 миллиарда рублей. ООО «РТ-СоцСтрой» уже ввело в строй пять таких центров по стране, всего представители компании обязаны сдать 15 объектов. В планах областной клинической больницы создать 617 рабочих мест, в числе которых — не менее 135 врачей.
Отметим, перинатальные центры уже работают в Уфе, Оренбурге, Брянске, Махачкале, Пензе и Назрани. До конца года откроют подобное учреждение в Якутии.
За чей счет праздник?
Под эгидой заботы о здоровье рожениц чиновники не забыли о нюансе: добираться дамам предстоит за деньги, бесплатно женщин никто не повезет ни туда, ни обратно. Более того, не всякий перевозчик согласится взять на борт беременнную на последних месяцах.
— У нас рейсовое сообщение Архангельск — Карпогоры. Мне периодически звонят мамочки, записываю их, выясняется, что они на восьмом месяце беременности. Я ни за что такую пассажирку не возьму, это огромный риск. А под расписание поезда у беременных не всегда есть возможность подстраиваться. Женщины пишут отказные своему гинекологу, что не могут поехать сдать анализы, например, просто нет возможности, — поделилась мама двух детей и руководитель транспортной компании Оксана Булыгина.
Но если проблему с деньгами власти собираются решить, то вопрос ответственности и безопасности рожениц, когда они находятся в пути, остается открытым.
— У меня малышка, ей год и четыре месяца. Когда наблюдалась у гинеколога в седьмой больнице, гинеколог сказал, никуда не езди, роды могут начаться даже на 33-й неделе. Ладно, я из Архангельска. Но очень сочувствую тем, кто рожает в области, как они поедут в таком состоянии? Появление современного перинатального центра — это прекрасно, однако очень важно, чтобы оптимизация происходила с учетом наших региональных реалий. Расстояния большие, дороги плохие. Все нужно очень хорошо продумать, предусмотреть заранее, чтобы благая идея не обернулась ни для кого, не дай бог, трагедией, — отметила директор компании «Натали-Сервис» Наталья Гурьева.
Ситуация действительно получается, как сказал полпред президента РФ в СЗФО Николай Цуканов, будут «тащить беременных по ухабам».
— В данном случае ответственность не может находиться на перинатальном центре или акушере-гинекологе, который ее направил. Вот если он недооценил ее состояние, то он понесет за это ответственность, — резюмировал министр здравоохранения региона Антон Карпунов.
— Когда женщина ходит по улице, кто несет за нее ответственность? Тут та же самая история. Мы с вами говорим о плановом родоразрешении, а не срочной госпитализации. В этой ситуации акушеру, который ведет женщину, спланировать все за день-два нормально. Да, в области есть проблемы с дорогами, с транспортом, и их нужно решать. И это все было проанализировано. Вы поймите, перемены, о которых мы с вами сегодня говорим, — это не самодурство одного какого-то конкретного человека, над этим решением работал огромный коллектив. Да, оно непопулярное, и сейчас нас будут критиковать, но все, что делается — это ради будущих детей и их мам, ради сохранения жизней, — отметил Карпунов.
Генеральный партнер