Архангелогородка Надежда Золина лишилась ноги, когда ей было 11 лет, у нее обнаружили опухоль, которая распространилась до колена. Ногу пришлось ампутировать, чтобы спасти жизнь девочке. С 14 она начала ходить на протезе. Сейчас ей 23 года. Надежда живет полной жизнью: вышла замуж, стала мамой, ходит на спортивные тренировки. Что помогает ей относиться к жизни позитивно и с интересом, а также почему важно доверять своему протезу, она рассказала журналистам 29.RU.
«Когда очнулась, поняла, что ноги нет»
В разговоре Надежда Золина смеется, когда пытается сформулировать мысль о том, насколько удобно жить с протезом. Выходит, что даже слишком комфортно. Но Надежда и правда отдает должное технологиям в протезировании — электронный протез у неё появился два года назад, и он её ни разу не подводил. Наоборот, она научилась доверять этой сложной конструкции.
— Протез ломала, ушибалась очень сильно. Сложно в голове перебороть, что протез хороший, он будет держать тебя, — делится героиня.
Она вспоминает, что когда-то отказывалась от протеза в пользу костылей — это было в первые годы после операции: протезы были неудобными, доставляли боль. Полностью на протез девушка встала в 14 лет. О самом заболевании Надежда вспоминает довольно кратко:
— Я проходила несколько курсов химиотерапии, а потом меня прооперировали. Операция изначально планировалась другим образом — мне хотели удалить малую берцовую кость. Но врачи увидели, что опухоль уже в колене и сохранять ногу было опасно, приняли решение ампутировать. Когда я очнулась, поняла, что у меня уже нет ноги, хотя мне об этом еще никто не сказал.
Зеркальное отражение ноги
Электронный протез девушка получила около двух лет назад. За это время серьезного технического обслуживания не требовалось — меняли только чехол для него.
Надежда рассказывает, что это её первый электронный протез. Чтобы его получить, ждать нужно было около полугода.
— Я написала заявление в Фонд социального страхования. Мне пришлось заново проходить медкомиссию, чтобы в программе реабилитации поменяли обычный протез на электронный. После заявления мне осталось только ждать, когда появятся средства в бюджете на протез, — поясняет наша собеседница.
У других протезов, которыми пользовалась Надежда, было только две функции «согнуть-разогнуть», а электронный как бы продолжает ногу девушки — может менять скорость ходьбы. Конструкция такого протеза делается в Англии, а настройку осуществляют уже архангельские протезисты на месте.
Протез крепится с помощью вакуумной системы. На культю надевается чехол с мембраной и гильза. «Мозг» протеза — коленный модуль. Если он вдруг начнет выдавать ошибки, то сигнал поступит прямо протезистам, которые смогут скорректировать его работу. Вся конструкция весит около пяти килограммов.
Электронный протез нужно заряжать — полного заряда хватает на три дня. Надежда вспоминает, что бывали случаи, когда она забывала зарядить протез, — он отключался прямо во время прогулки по городу. Полная разрядка — это значит, что протез распрямляется и замирает в таком состоянии. Один раз супругу девушки пришлось срочно бежать за зарядкой домой, а потом «оживлять» конструкцию в кафе.
Несмотря на подобный случай, Надежда всё равно уточняет, что обрела уверенность с этим протезом — он легко отражает движение ноги.
— До этого меня несколько раз приглашали в модели на подобные протезы, чтобы я примерно поняла, к чему стремиться. Через пару часов, как он появился, я уже ходила обычно, как нужно на протезе. На нем ходить легче — он зеркально отражает мою ногу. Прошлые протезы не были рассчитаны на холод, а у этого нет ограничений. Самое главное — в него не должна попадать влага. Все остальное — приемлемо. При очень низкой температуре он притормаживает, но я могу при этом двигаться, — рассказала Надежда Золина.
Изначально у нового протеза должна была быть поролоновая обшивка, но Надежда от нее отказалась. Говорит, что поролон — не практичный для этого материал, часто рвется. Да и внешний вид протеза без обшивки эстетичнее — наша героиня смело носит платья, их в её гардеробе много.
Предупреждали, что будет тяжело
Во время встречи с Надеждой корреспонденты 29.RU познакомились и с её маленьким сыном с необычным именем Леон. Мальчику уже скоро год — он улыбчив и тянется к людям. Его мама рассказывает, что врачи предупреждали её о том, как сложно будет выносить ребенка. Гинеколог ставила в пример другую девушку, которая тоже прошла через это с трудом. А вот что о течении беременности говорит сама Надежда:
— На протезе это трудная работа — живот очень большой, были сильные отеки. Мне даже ходьба давалась трудно. Я могла сделать пару шагов, а потом стоять и отдыхать какое-то время после этого. Был страх того, что гильза на протезе станет мне мала, потому что я набрала много в весе. Пришлось бы все переделывать, но на короткий срок — после родов я бы все равно пришла в форму. Но протез меня ни разу не подвел: ни поломок, ни отклонений. Работала до седьмого месяца беременности администратором в детской игровой комнате.
Леон родился весом 3990 кг. Сейчас он уже гораздо тяжелее, но молодая мама не чувствует дискомфорта — удержать ребенка и поиграть с ним на протезе легко удается. На городскую среду, не приспособленную порой даже для обычной мамы с коляской, Надежда не жалуется: говорит, что даже на улице часто помогают прохожие, а выход из дома по подъездным лестницам она уже приноровилась совершать полностью сама.
Помимо того, чтобы быть хорошей мамой и женой, Надежда занимается спортивными тренировками — осваивает тренажеры. Подходят ей для занятий далеко не все снаряды, но без спортивной поддержки организма, как признается наша собеседница, ей было бы не справиться. Организму нужно помогать быть в тонусе.
— Я не вспоминаю, что на двух ногах было как-то особенно. На протезе я чувствую себя комфортно — технологии сейчас это позволяют.