О ВИЧ-диагнозе архангелогородка Екатерина (имя изменено по просьбе героини. — Прим. ред.) узнала, когда ей было 40 лет. Она говорит, ее заразил бывший супруг. Обычная женщина, мама двоих детей никак не могла поверить, что это случилось именно с ней. Но вскоре начался путь привыкания к новому статусу. На нем встретились те, кто открыто выказывал неприязнь из-за болезни, и те, кто искренне поддержал. Екатерина нашла в себе силы жить дальше, она влюбилась и вновь вышла замуж, а своей миссией теперь считает помощь другим ВИЧ-инфицированным. Публикуем историю этой сильной женщины во Всемирный день борьбы со СПИДом.
По данным Минздрава России, сейчас в стране зарегистрировано 850 тысяч людей с ВИЧ. Только за последний год этот диагноз впервые получили 59 тысяч человек. С начала официальной регистрации ВИЧ-инфекции (1992 года) по 31 декабря 2021 года среди жителей Архангельской области выявлено более 3 тысяч случаев ВИЧ-инфекции. В год выявляют около 250–270 случаев ВИЧ, по информации СПИД-центра в Архангельске. С 2019-го по 2022-ой отмечается снижение заболеваемости, но в целом статистика стабильна. ВИЧ — это вирус, который изменяет функцию иммунной системы. Под его воздействием иммунная система человека в полном объеме не работает. Из-за этого могут возникать заболевания, которых без вируса обычно не бывает: это определенного рода пневмонии, грибковые поражения. На фоне вируса у человека также случаются другие заболевания, с которыми организм ВИЧ-инфицированного справиться без специальной терапии не может.
«Почувствовала себя выкинутой»: как узнала о диагнозе
Екатерина узнала о том, что у нее ВИЧ, в 2016 году — архангелогородке было 40 лет. По словам женщины, ее заразил экс-супруг и отец ее детей. Они уже были в разводе, когда мужчина рассказал ей о диагнозе. Это было ударом в спину, вспоминает наша собеседница:
— Я скажу прямо — заразил мой бывший муж. Когда он заболел, я сама его в больницу отправляла, но даже не знала, что с ним такое. Его выписали, он приехал и показал бумаги о том, что у него такой диагноз. Я, конечно, была в шоке. Проверилась. Я была абсолютно здоровой, пока не получила эту подлянку от него.
О том, какие чувства обуревали первое время, Екатерина говорит не много: ей казалось, что общество не примет ее.
— Я тогда себя почувствовала просто выкинутой. Но быстро стала осознавать, что мне нужно это принять и жить дальше. Я справилась, — комментирует архангелогородка.
Она признается, что подробностей о том, что такое ВИЧ, она не знала. Диагноз тогда прозвучал как приговор, в голове крутилась масса предрассудков.
— Я знала только то, что если запустить эту болезнь, умрешь. Я очень боялась, что могу быть угрозой для своих близких, — рассуждает Екатерина.
«Я думала, что это может быть у наркоманов, у секс-работниц, но я-то обычный человек, работящая мать»
«Думала, берегу их»: как близкие реагировали на диагноз
Узнав о ВИЧ, Екатерина встала на учет в местный СПИД-центр. Она говорит, что там ей очень помогли на первых порах — с ней много говорили психологи и инфекционисты центра.
— Если у тебя положительный анализ на ВИЧ, на тебя заводят карту и по ней присваивают номер. То есть называть имя-фамилию тебе при следующих визитах не нужно, там все конфиденциально. Сотрудники центра — это такие человечищи! Они очень помогают. А если ты не ноешь, не наматываешь сопли на кулак, как ни странно, тебе готовы даже больше помочь, — рассказала наша собеседница.
Екатерина рассказывает, что болезнь серьезно «почистила» ее окружение, но самые близкие остались рядом. Например, лучшая подруга сказала на новость о диагнозе: «Фуф, ерунда какая, я уж думала, у тебя диабет». Семье же архангелогородка долго не решалась признаться: сделала этот шаг только в 2022 году. Екатерина считала, что своим молчанием оберегала родственников.
— Самые близкие родственники это приняли, — говорит архангелогородка с ВИЧ. — На меня, конечно, ругались из-за того, что я сразу не сказала, говорили, что никто бы от меня не отвернулся. Но я скрывала не потому, что мне было страшно сказать, просто был такой бзик — казалось, что надо беречь родственников.
О тех, кто все-таки не принял диагноз Екатерины, она вспоминает без обиды, говорит, даже рада тому, что такие «друзья» ушли из ее жизни. Однако она убеждена, что подобных реакций было бы меньше, если бы люди были лучше осведомлены о ВИЧ.
— К сожалению, наше общество дезориентировано в вопросе о ВИЧ, потому часто ведет себя глупо по отношению к таким людям, как я. Конечно, напрямую мне ничего не говорили, но я чувствовала какую-то трусость. Когда они пропадали, я не навязывалась, отпускала спокойно. Но мне на самом деле было их жалко, потому что ими руководил страх и неграмотность, — рассуждает Екатерина.
С каким негативом столкнулась северянка
Если в СПИД-центре царит радушная атмосфера, то в обычных поликлиниках, говорит Екатерина, ей приходилось сталкиваться с хамством со стороны медперсонала.
— Бывали такие случаи и не только у меня, что врачи или младший медицинский персонал высказывают какое-то осуждение и обращаются так, будто перед ними недочеловек какой-то. Поэтому сейчас я, когда хожу в поликлиники, даже не говорю о своем диагнозе. Я не могу сейчас заразить другого человека, и имею право молчать по этому поводу, — убеждена наша собеседница. — Даже если кто-то другой в стоматологическом кабинете заразится через инструменты, то это не моя вина — это халатность врачей по дезинфекции всех препаратов.
Зачастую обследования, связанные с ВИЧ, которые невозможно пройти в СПИД-центре, пациенты проходят у «доверенных» врачей — специалистов, сотрудничающих с центром и имеющих соответствующие компетенции. Принимают они в обычных поликлиниках.
С неуважением и очень поверхностным отношением к ВИЧ Екатерина столкнулась и прямо у себя на работе. Она вспомнила про случай, когда к ним пришел врач с презентацией о различных болезнях и в ходе беседы сказал, что ВИЧ-инфицированных видно сразу. Нашу собеседницу тогда это сильно возмутило:
— Конечно же, я не удержалась и начала задавать вопросы! Так что должна сказать, что невежество есть и среди врачей. Это очень обидно и очень неприятно!
«Жить с ВИЧ можно»: напутствие северянки
Несмотря ни на что, Екатерина говорит, что она счастливый человек. Диагноз не сломил ее. Она живет полной жизнью, а год назад вновь вышла замуж. Супругу про ВИЧ сказала давно, и эту новость принял довольно легко.
— Он не просто принял, а сделал это даже с каким-то чувством восторга. Он искренне обрадовался, что с ним рядом сильный человек, — поделилась Екатерина.
Северянка отмечает, что только со временем к ней пришло понимание, что ВИЧ на самом деле существенно ничего не изменил в ее жизни. Да, есть небольшие ограничения, но с ними северянка свыклась.
— Сейчас я принимаю антиретровирусную терапию и раз в полгода прохожу обследование. Благодаря этой терапии я совершенно безвредна для общества. Даже если моя кровь случайно попадет на врача, он не заразится. Главное, не пропускать сдачу анализов и наблюдаться у врача. Самое ужасное ограничение — после последней таблетки нельзя кушать. А остальное ерунда: алкоголем, например, нельзя злоупотреблять, но это ведь и здоровому человеку противопоказано.
Терапию людям с ВИЧ выдают бесплатно в СПИД-центрах, она рассчитана на 2–3 месяца вперед. Там же проводятся обследования.
Екатерина поделилась, что за эти годы с ВИЧ она стала более уверенной в себе. И у нее даже появились ресурсы помогать другим людям. По ее мнению, общение с теми, у кого такой же диагноз, бывает нужнее, чем сеансы у квалифицированных психологов.
— Через год после того, как я сама узнала о диагнозе, я пришла в СПИД-центр и сказала, что хотела бы пообщаться с другим пациентом. Мне от такого общения стало гораздо легче, и мы с тем человеком до сих пор дружим, — признается наша героиня.
«Я в центре оставила свою визитку, чтобы мне могли звонить те, кому это нужно, и звонков много»
Она заметила, что в процессе принятия диагноза люди ведут себя очень по-разному: кому-то хватает двух-трех звонков или встреч, чтобы начать свой путь с ВИЧ, другие не могут прийти в себя по три-четыре месяца. Но постепенно все возвращаются к жизни.
— Смотришь, а они уже и на фотографиях улыбаются, живут полной жизнью, — отмечает Екатерина.
Через площадку 29.RU она также обращается ко всем, кто столкнулся с ВИЧ, и просит не опускать рук:
— Сейчас медицина шагает вперед, но ты и сам должен себе помочь. Жить с ВИЧ можно! Сейчас женщины рожают здоровых детишек, у меня много девчонок стали мамами, хотя в свое время, получив диагноз, они не знали, как жить дальше, а теперь рожают нормальных, здоровых деток. Главное — не ныть, не раскисать. Если что-то не так, бежать к врачам, обязательно слушать своего лечащего врача, потому что он тоже заинтересован помочь вам.
Как меняется ВИЧ-статистика в Поморье: ответ эпидемиолога
В Архангельской области в год выявляется около 250–270 случаев ВИЧ. Но в последние годы, с 2019-го по 2022-ой, отмечается некоторое снижение заболеваемости, сообщила 29.RU врач-эпидемиолог СПИД-центра в Архангельске Александра Лыкова.
— Отчасти это связано с тем, что количество обследований на территории региона сократилось из-за COVID-19. Фактически же заболеваемость последние пять лет остается примерно на одном уровне, — рассказала специалист.
В Поморье, как и по всей России, люди чаще всего заражаются ВИЧ половым путем, на втором месте — инфицирования при употреблении наркотиков, когда используются нестерильные инструменты и растворы.
Как отметила Александра Лыкова, чаще всего ВИЧ выявляют у людей в возрасте от 30 до 45 лет: эта возрастная группа лидирует как среди мужчин, так и среди женщин.
— Как правило, стаж заболевания на период выявления составляет от 3 до 5 лет, — уточнила врач.
Смертность при ВИЧ, по словам Александры, в последние два года держится примерно на одинаковом уровне. При этом она замечает, что с началом пандемии стало больше случаев, когда ВИЧ выявляли у людей, умерших от ковида.
— В прошлому году у нас было зарегистрировано достаточно большое количество летальных исходов среди людей с ВИЧ, которые умерли из-за коронавирусной инфекции. Основная причина — коронавирусная инфекция на фоне ВИЧ. Были случаи, когда ВИЧ ставился фактически посмертно, — объяснила Александра Лыкова.
Сеть городских порталов уже не раз публиковала интервью с людьми с ВИЧ-диагнозами из разных уголков страны:
О своей жизни с ВИЧ рассказывала челябинка Полина Родимкина — ее личное мнение.
Молодой новосибирец узнал о ВИЧ-диагнозе в собственный день рождения.
Как живут, знакомятся и рожают детей женщины с ВИЧ — истории екатеринбурженок.
До 5 декабря будет работать Всероссийская горячая линия по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. Телефон единого консультационного центра Роспотребнадзора: 8 (800) 555-49-43. Все звонки принимаются бесплатно в круглосуточном режиме.