Здоровье истории Она хотела себя убить, он — потерял всё: наши земляки рассказали, как вдруг стали алкоголиками

Она хотела себя убить, он — потерял всё: наши земляки рассказали, как вдруг стали алкоголиками

Печальные иллюстрации женского и мужского алкоголизма, в которых есть место надежде

Всё начинается с веселых дружеских посиделок, праздников или попыток снять стресс, увы, потом некоторые люди падают на самое дно

Ни одно предостережение врачей о вреде алкоголя не действует так убедительно, как чья-то печальная история падения на самое дно. Когда, казалось бы, человек, у которого есть всё для счастливой жизни, ищет утешения в спиртном и рушит всё, что сумел создать к своим годам. Мы пообщалась с участниками архангельского клуба анонимных алкоголиков об их личных трагедиях. Одна северянка из-за зависимости чуть не потеряла бизнес, который строила всю жизнь, а потом пыталась себя убить. Другой наш земляк ночевал в подъездах, попал в тюрьму, потом жил в монастыре, метался так, что сам сдавался полиции. Эти люди принесли очень много боли близким, а сегодня рассказывают про свой опыт, чтобы другие не допустили их ошибок.

Для борьбы с разными зависимостями существует программа «12 шагов», суть которой — передача успешного опыта борьбы с одержимостью другим. За 12 шагов участники прорабатывают свое поведение, лучше узнают свой характер, учатся вести себя в социуме. Участники такой программы — наши собеседники.

«Как с девятого этажа — раз, вниз головой»

Говорят, женский алкоголизм развивается быстрее. Наша собеседница погасла буквально за полтора года.

Анне 40 лет, и она всегда была, как это сегодня принято говорить, «достигатором». Сколько женщина себя помнит, она всегда ставила себе грандиозные цели на жизнь, с трудом их преодолевала и мало отдыхала. Душевную боль заглушала творчеством — писала стихи. Изнуряла себя спортом, пока не получила травму. И годами работала почти без отдыха — разве что раз в год на лето уезжала с младшим ребенком в другую страну. Анна даже мечтала об эмиграции, но три года назад ковид разрушил все планы, и это ее окончательно сломило.

Она начала употреблять алкоголь, набрала вес, на работу и всё остальное стало плевать. Старшей дочери даже пришлось подхватить бизнес Анны.

— Если раньше алкоголь не играл никакой особенной роли, то на этом этапе падение было резким — в течение полутора лет. Это как с девятого этажа — раз, вниз головой! И я не понимала, почему я не могу остановиться, — рассказывает Анна.

Дочка подхватила дела Анны, но не смогла ее вытащить из запоя

Женщина обращалась к психотерапевту, наркологу, и ей утверждали, что проблем у с алкоголем вовсе нет. Объясняли ее поведение тем, что Анна переусердствовала с работой, и ей нужно отдохнуть. Женщине прописали психотропные вещества, но ничего хорошего из этого не получилось: последовал срыв, и антидепрессанты Анна запивала алкоголем.

Несколько лет назад Анна совершила неудачную попытку самоубийства. И если бы бывший муж вовремя не оказался рядом, она бы не выжила.

Нашелся человек, который указал нашей собеседнице на Архангельский социально-реабилитационный центр, и она решилась пройти лечение. Она и сама понимала, что следующий шаг может стать «окончательной пропастью». Анна объяснила нам, что ребцентр справляется с эгоизмом одержимых, это своеобразная подготовка к вхождению в сообщество зависимых. Так она и попала в клуб анонимных алкоголиков.

— Первая группа родной мне не стала. Еле дождалась вечера следующего дня и попала в группу «Возрождение». Открылась дверь, и я поняла, что я дома, — вспоминает женщина. Она боялась, что после «тепличных» условий в реабилитационном центре на нее вдруг обрушится жизнь и всё станет по-прежнему. Однако она держалась. Алкогольные отделы в магазинах обходила стороной, и не потому, что страшно — было противно.

Зависимые люди, будь то алкоголики, шопоголики, наркоманы, как поясняет Анна, сочетают в себе абсолютно противоположные черты. Они то испытывают постоянный страх без причин, то полное равнодушие к себе и остальным. Доброта, открытость и бескорыстие граничат с озлобленностью и жадностью. Поэтому-то они и приходят к психотропным веществам.

— Скорее всего, это плата за данные свыше возможности. Потому что способностей много, возможностей много, но в этой жизни за всё нужно платить.

«Я думаю, мы, одержимые люди, расплачиваемся склонностью приобретать какую-то зависимость»

Анна уверена, что программа «12 шагов» — единственный выход для таких людей. Нужно только решиться, «делать, и всё, и не спорить».

«Каждый шаг может стать последним»

Сейчас Анна устраивается в реабилитационный центр уже на работу — помогать таким же, какой была сама.

— Очень хочется на своем примере показать, что можно освободиться, стать полноценным членом общества, а не разрушать жизнь вокруг себя.

Анна призналась, что раньше жила по принципу «не иметь принципов вообще», и этим очень гордилась. Отец учил ее: если хочешь добиться чего-то, будь каждый день разной, делай то, что люди от тебя не ожидают.

— Когда у тебя много миров, масок, ты каждый свой мир начинаешь охранять. И когда человек из одного мира заходит в другой — это катастрофа, потому что эти люди из разных миров встречаться не должны.

«Ребцентр — примирение с самим собой, а в группах — осознание, что ты не один, где все такие»

Правда, нуждающимся в нем объяснить ситуацию очень тяжело, зависимый это воспринимает как насилие над собственной личностью — в этом Анна убедилась на примере своего друга.

— Объясняешь, что каждый шаг может стать последним. Пока он шаг навстречу не делает. Как можно подтолкнуть человека, рецепта нет. Я не знаю, как программа работает, но она на самом деле работает.

Работая над собой, женщина поняла, что ей тяжело удерживать равновесие и не раскачивать «маятник настроения».

— Если перевесить в сторону великой радости, то потом он отлетит в сторону большой грусти. Если раньше из этой большой грусти мог выйти с алкоголем, теперь ты не можешь и знаешь, что за этим последует.

«Какое горе всем причинила»

Полная трезвость нашей героини началась с 18 мая 2022 года. Анна сейчас на восьмом шаге программы, где нужно составить список тех, кому причинил вред.

Непонимание от окружения Анна чувствовала всегда, ведь ее родители не были чем-то одержимы, бывшие мужья и ребенок — тоже.

— Родители никак не могли понять, что со мной не так. Отец раньше воспитывал ремнем по субботам за ошибки недели. Конечно, они не могли понять, что со мной, почему я так сильно отличаюсь от других людей. Они не понимали моих завышенных требований к себе самой и к окружающему миру, — говорит наша собеседница.

Алкоголь теперь вызывает у Анны лишь отвращение

После попытки самоубийства женщина поняла, какое горе создала своим близким. Сыну тогда было 13 лет, с ним теперь приходится тщательно выстраивать отношения и много беседовать. Семья поддерживает Анну, радуется ее результатам, но практически не обсуждает ее участие в клубе.

За время участия в «12 шагах» Анне становится легко и интересно жить.

— Если раньше ты отсчитывал свою жизнь не днями, а грандиозными событиями, сейчас ощущаешь всё совсем по-другому.

Тело в трезвости тоже ведет себя совсем иначе, как говорит Анна. Она снова садится на шпагат, занимается спортом, ходит по десять километров в день. Отеки и вес уходят, волосы, ногти восстанавливаются:

— По-другому начинаешь себя чувствовать. А для женщины, считаю, это вообще очень важно — горящие глаза. Люди, которые тебя давно не видели, не понимают, что в тебе изменилось, говорят: «Ты вся сияешь!»

Сегодня Анна вдохновляется примерами товарищей по программе, которые в трезвости десятки лет, и мечтает дописать собственную книгу.

Как стал зависимым

Сорокалетний Кирилл из Архангельской области когда-то был активным подростком, ходил на секции и кружки и не интересовался алкоголем. Примерно в 16 он начал выпивать.

— Алкоголь в начале употребления был моим другом. Всё самое хорошее было связано с ним: знакомства, общение с людьми. Выпивал и чувствовал легкость, а себя — богом. Мог общаться с людьми на разные темы, даже далекие от меня, — рассказывает мужчина.

Но коммуникабельность сменилась на замкнутость, Кирилл стал изолироваться от приятелей. За употребление многочисленных видов наркотиков его увольняли с работы.

С алкоголем жизнь была будто бы ярче, но лишь до определенного момента — вдруг всё померкло, а спиртное только замыкало этот круг в погоне за чем-то хорошим

Кирилл начал забывать, каково это — жить трезвым, он пытался сбежать от реальности. Даже родители хотели отвернуться, но все-таки помогали и возили к врачам.

Северянин семь с лишним лет трудился на железной дороге с пассажирскими поездами, в элитной бригаде. Алкоголь стал мешать. Кирилл начал искать более удобный график, чтобы употреблять безопасно, но бывало, что в процессе работы коллеги замечали его состояние.

«Жил в подъездах, сдавался в полицию, ушел в монастырь»

Кирилл рассказывает, что даже манипулировал своей болезнью в судах и полиции, когда на него заводили дела за кражи, драки, вымогательства. Говорил, что он — алкоголик и нужно его лечить, а не сажать. Однако все-таки от наказания уйти не удалось, год и четыре месяца Кирилл отсидел в тюрьме — и это был один из самых длительных периодов трезвости. Обычно он держался максимум месяц и с любой получки покупал алкоголь и даже наркотики (притом что это очень опасно для жизни и создает проблемы с законом. — Прим. ред.).

— Я называл это «база свистит, ноги запляшут». Постоянно менял работу, не задерживался на одном месте больше двух месяцев.

Родители Кирилла и мать его ребенка возили его на детокс, собирали справки.

Когда лечение от зависимости — это решение кого-то, а не личное, перспектив у этой затеи меньше

— Я думал, пролежу две недели на детоксе и буду здоров, буду пить, как все нормальные люди. Но болезнь эта хроническая, прогрессивная и неизлечимая.

«Это одержимость первой рюмкой. Как у нас говорится, хочешь остаться трезвым — не пей первую»

Однажды Кириллу удалось выдержать три года сухой трезвости, открыть бизнес, связанный с грузоперевозками. Но один срыв на похоронах друга повлек за собой месяц запоя и употребления запрещенных веществ, он потерял всё нажитое за несколько последних лет. В 2017 году под действием наркотиков, сам не зная как, он оказался на архангельском вокзале с одним лишь паспортом в кармане.

— Два года жесткого употребления. Жил в подъездах, приютах, сдавался в полицию, чтобы меня закрыли, чтоб отоспаться и привести себя как-то в порядок, — вспоминает северянин.

Кирилл пробовал завязать и уйти в монастырь дважды. В первый раз его выгнали спустя месяц за пьянку. Второй раз психолог — консультант по химической зависимости пыталась помочь ему и другим людям при монастыре, но после занятий он решил, что теперь здоров и может пить снова. Как итог — очередной запой.

— Были предрассудки. Я же был в монастыре, думал, я уже с богом. Я не верил, что мне помогут. Думал, справлюсь сам, но дошло до того, что я чуть ли не начал учить отцов молиться. Эгоизм — корень моих проблем, — говорит сегодня Кирилл.

«Решать проблемы без участия бутылки»

Кирилл в трезвости уже два года и семь месяцев, страх перед людьми пропал. На работе коллеги уже замечают изменения. Кирилл, проходя второй шаг программы, старается улучшить свое поведение в социуме и наладить связи.

— Когда чувствую, что я полезен людям, я живу, наверное. Хочу открыть свое дело, пусть немного не получается пока, но это тоже опыт.

«Проблемы никуда не делись, но сейчас я понимаю, что их можно решать без участия бутылки»

На восьмом шаге программы Кирилл составил список, кому он материально, морально и физически причинил зло. На девятом шаге он старается возместить, исправить, загладить свою вину. Постепенно возвращает большие долги и извиняется за свое поведение.

Кирилл искренне захотел поменяться, глядя на других из клуба анонимных алкоголиков. Постепенно его родители начали замечать успехи, отношения наладились. Только с дочкой девятый шаг мужчина не делает. Мать ребенка попросила не травмировать его.

Физическую трезвость, как говорит наш собеседник, он обрел, но теперь просит своего бога послать ему эмоциональную трезвость.

— Семью хочу. Наверное, пока еще не готов, и бог не дает мне. Изучаю традиции в отношениях с другими людьми.

Адрес ближайшей группы анонимных алкоголиков вы можете узнать по телефону +7 921 293–79–75, 47–67–62, +7 902 286–67–62. С вами поговорит алкоголик, который не пьет. Также всю полезную информацию вы можете найти на сайте www.aarus.ru. Как сообщают в Архангельском центре медицинской профилактики, занятия для людей с зависимостью проходят также на базе Архангельской клинической психиатрической больницы. Методика называется «SMART RECOVERY». Подробности можно найти в сообществе проекта.

Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления