В редакцию 29.RU в третий раз обратился архангелогородец Сергей Карташов. Вот уже несколько лет он пытается признать помещение, в которое его выселили, непригодным для проживания — в новой многоэтажке повышенная влажность, растет грибок и плесень. Корреспонденты 29.RU побывали в квартире вместе с независимым экспертом и межведомственной комиссией.
Сергей Карташов, по его словам, продолжает жить в старом деревянном доме на Ленинградском, 314, корпус 1. Половину дома уже снесли. Городская администрация как собственник помещения через суд выселила Карташова в новую многоэтажку на Ленинградский, 392, но Сергей там не появляется.
Уже несколько лет Карташов судится с администрацией — сначала он оспаривал свое выселение, теперь судится о признании нежилым помещения, которое ему предоставляют. Он пригласил эксперта, чтобы уже в третий раз измерить показатели влажности и зафиксировать грибок на стенах. Это необходимо, так как 14 сентября пройдет судебное заседание о признании помещения нежилым.
— Выводы экспертизы — помещение является непригодным для проживания. Согласно нормативным документам. Тут и влажность повышенная — 70%, и плесень, и грибок на окнах, и трещины по периметру и поверхности перекрытия стен, — рассказала эксперт Наталья Калинцева.
Вентиляция в ванной не работает, на кухне и в туалете — только с помощью переключателя. Жильцы возмущены, что им приходится платить за это, но в комиссии возражают, что таков проект дома.
Межведомственная комиссия не увидела особых проблем в трещинах и плесени.
— Где плесень? По углам? Ну если здесь проветривать никто ничего не будет, то будет еще больше, — сказала представитель Роспотребнадзора из межведомственной комиссии Ирина.
В комнате, предоставленной Карташову, мужчина не живет. Из-за высокой влажности там трудно дышать. По мнению членов комиссии, в высокой влажности виноваты сами жильцы — они сушат белье на кухне, в другом конце коммунальной четырехкомнатной квартиры.
— Мы заехали сюда — плесень уже была! Мы еще сами выводили эту плесень. Я лично покупала средства и брызгала на стены, — рассказала Вера Чемакина, которую переселили в этот дом после пожара.
— По поводу плесени я скажу такую вещь: она нигде не нормируется. Нигде не написано, что её не может быть. В санитарных правилах ничего про неё не написано, — сказала представитель Роспотребнадзора из межведомственной комиссии Ирина.
— Чтобы признать нежилым помещение, нужны очень существенные признаки и должны быть серьезные нарушения, которые невозможно устранить. Здесь же всё ремонтируется, всё делается. Такими серьезными нарушениями могут быть, например, старые деревяшки, если вы видели, когда стены поехали, печи разрушились. Или если в девятиэтажном доме нет лифта. Это считается неустранимым нарушением. В домах свыше пяти этажей должен быть лифт. Здесь есть лифт? Есть. Всё нормально. Или если бы над этим жилым помещением размещались туалет, ванная, помывочная. Здесь сверху ничего такого нет, там жилая комната, — рассказали члены межведомственной комиссии.
Сергей Карташов обратил внимание комиссии, что в четырехкомнатной квартире стоят общие счетчики. Например, в одной из комнат живет семь человек, а он — один. Карташов вновь потребовал предоставить ему другое помещение.
— Вы знаете, я свое жилье вообще покупала. За свои деньги и за свое здоровье. А у вас здесь бесплатно, — ответила ему представительница Роспотребнадзора.
Комиссия не увидела оснований для признания помещения нежилым. «Хоть какая-то крыша над головой», — переговаривались между собой члены комиссии.
— Полная ерунда, что плесень не является основанием о признании помещения нежилым. Конечно, является. Из-за того что приточной вентиляции нет, вытяжка не работает, естественно, другие нормы нарушены, здесь дышать нечем. Влажность повышена, скоро тепло дадут, и будет еще хуже. Плесень — это в принципе угроза жизни и здоровью, могут быть респираторные заболевания. Это всё нормируется, — рассказала эксперт Наталья Калинцева.
По словам жильцов, в доме водятся и тараканы. Труп насекомого лежал и в комнате, предоставленной Сергею Карташову.
Дом на Ленинградском, 314, к. 1, где Сергей Карташов жил всю жизнь, наполовину разобрали. Рядом со зданием находится свалка мусора. Летом туда приезжали активисты «Чистый Север — чистая страна» вместе с врио губернатора Александром Цыбульским и собрали часть мусора в мешки, которые лежат там до сих пор. Мусор не вывозят и из ближайшей мусорки.
Сергей Карташов работает водителем в едином лесопожарном центре. Его не бывает дома по 12 часов. Случалось, что его грабили, — по его словам, весной вынесли вещи на 300 тысяч рублей.