События минувшей недели комментирует начальник областного ГИБДД полковник полиции Алексей Максимов.
Алексей Иванович Максимов родился в 1960 году. В 1982 году окончил Архангельский лесотехнический институт. Службу в органах внутренних дел начал в феврале 1987 года с должности инженера отделения по организации движения отдела ГАИ УВД Архангельского облисполкома. В апреле 1994 года назначен начальником отделения организации движения и дорожной инспекции межрайонного отдела ГИБДД при УВД города Архангельска. На протяжении 13 лет (1996–2009) руководил межрайонным отделом ГИБДД при УВД по г. Архангельску. 5 октября 2009 года назначен на должность начальника управления ГИБДД УВД по Архангельской области. Женат, воспитывает двух сыновей и дочь.
– В школе №2 города Архангельска на днях состоялось посвящение учащихся пятого класса в кадеты ГИБДД. Ребята первыми в области будут заниматься по спецпрограмме безопасности дорожного движения. Как вы оцениваете это событие для города и Госавтоинспекции?
– Нужно отдать должное директору школы и поразиться ее настойчивости. Возможности у нас маленькие, и это не пиар-акция. Нужно было прийти на посвящение в кадеты и видеть переживания ребят, их серьезность и искренние лица. Есть прописная истина: взрослого человека перевоспитать невозможно, а светлые головенки, которые еще не засорены политикой, проблемами, – можно.
По долгу службы я общаюсь с нарушителями, спрашиваю: «Зачем вы нарушаете?», а в оправдание одно слово, один аргумент: «Надо». Это слово должно быть исключено из лексикона. Надеюсь, следующее поколение будет любящим, уважающим друг друга, и жить им будет комфортнее. Но родители не должны самоустраняться, ведь это ваше чадо, ваш ребенок. Во всем мире дорожная полиция не занимается воспитательным процессом в школах. Мы единственные, кто занимается – жизнь заставляет. Мы делаем это по зову души, и это не громкие слова.
– Недавно прошла встреча руководства областного ГИБДД с епископом Архангельским и Холмогорским Даниилом. На встрече была достигнута договоренность об активном сотрудничестве Архангельской епархии с областной инспекцией безопасности дорожного движения. В каком ключе будет протекать это сотрудничество?
– Да, такая встреча была. Мы решили, что к проблеме аварийности на дорогах нужно привлекать внимание общественности. С этой целью и пришли к владыке. Статистика показывает, что в этом году значительно выросло количество «пьяных» ДТП, и отмечен рост по числу погибших детей. Люди убивают друг друга на дорогах, ситуация тяжелая.
С 2005 года в третье воскресенье ноября под эгидой ООН проводится День памяти жертв ДТП. Мы решили определить памятное место в городе, установить некий скорбный памятник, куда можно будет прийти и помянуть погибших. Мы получили поддержку со стороны Приморского ГАИ, наладили взаимодействие с церковью. В храмах в День памяти проходили службы: через головы, через умы мы хотим донести, что люди не должны гибнуть на дорогах. Да, умирают от рака, болезней, но на дороге умирать не должны.
Концепция памятника сейчас разрабатывается. Он будет размещен на площади Профсоюзов, уже присмотрели два места рядом со строящимся храмом. Камень, намоленный, для памятника уже привезен в Архангельск с Соловков – для верующих людей это очень важно. Будем всем миром строить этот неторжественный памятник. Дороги у нас «украшены» крестами – конечно, это память, но это не очень правильный подход. Ездить поминать к кресту за триста километров на трассу не всегда удобно, а тут можно будет прийти к храму, зажечь свечку.
– Федерация автовладельцев России запускает проект гражданского контроля за безопасностью на дорогах, что явится альтернативой органам государственной власти. Столичное отделение организации уже закупило три автомобиля – все они будут оборудованы новейшими системами видеофиксации, современной аудиотехникой. Экипажи ежедневно будут выезжать на определенные маршруты и фиксировать как нарушения правил дорожного движения, так и явное бездействие сотрудников ГИБДД. Как вы относитесь к таким инициативам на местах?
– Инициатива всегда вне политики, ФАР – это первые ласточки. Немного пахнет пиаром, конечно, да и три машины не решат проблему. Если в Архангельске найдутся такие автолюбители, я только рад буду, мне нужны эти сведения. Может, кто-то у меня лузгает семечки на рабочем месте, не все к делу ответственно подходят, и я это понимаю. Пусть будут такие инициативы. Если внимание приковано к важному вопросу, хорошо: не только ГИБДД и прокуратура должны выступать с исками. Чем больше людей, заинтересованных в безопасности дорожного движения, тем лучше мы будем чувствовать себя на дорогах.
По области за десять месяцев этого года погибли 170 человек – огромная цифра! В Финляндии государство и народ, но не дорожная полиция приняли решение: никто не должен нарушать ПДД. Они в тройке лидеров по безопасности дорожного движения. А наш народ уверен, что это проблема ГИБДД и что гибнут только плохие люди: если пешеход, то обязательно бомж, если автомобилист, то негодяй и пьяница. А гибнут и хорошие люди. И по своей вине, и по чужой. Не учел своих сил, возможностей– в результате из-за тебя погибли неповинные люди. А как ходить, как жить ему с этим?
А как мы не любим друг друга! Мы, северяне, всегда славились доброжелательностью, мы по сути своей любящие люди, а на дорогах – ненависть. Пешеход-водитель – вечная проблема, но я не могу понять, почему водители ненавидят друг друга.