Сегодня проходит очередная сессия Архангельского областного Собрания депутатов. Для народных избранников нынешнего созыва она будет последней – в сентябре грядут выборы, на которых северяне решат, кому из нынешних парламентариев стоит вновь оказать доверие, а кому нет.
Незадолго до начала работы сессии мы попросили зампреда комитета облсобрания по бюджету и налогам Надежду Виноградову охарактеризовать предварительные итоги деятельности регионального законодательного корпуса за минувшие четыре года.
– Надежда Ивановна, как бы вы оценили работу своих коллег?
– Оценка – дело неблагодарное. Это касается как самого ОС в целом, так и отдельных его представителей. Во фракции КПРФ, членом которой я являюсь, нас всего шесть человек. Это люди, с которыми я бок о бок трудилась весь созыв и разрабатывала новые законодательные инициативы. Нам не стыдно за принятые нами законы социальной направленности: о детях-сиротах, о поддержке многодетных семей, о трудоустройстве молодежи и другие. Также благодаря нашему вмешательству удалось спасти от банкротства Лимендский судоремонтно-судостроительный завод, добиться достройки 100-квартирного дома для военных в Соломбале, помочь многим нуждающимся семьям.
– И все-таки шесть человек из 62 – это явное меньшинство. Как складывается ваше взаимодействие с парламентским большинством, ведь зачастую данный процесс очень непрост.
– Работать в меньшинстве – задача не из легких. Далеко не по всем вопросам получается заручиться поддержкой коллег из остальных фракций. Тем не менее, мы научились совместно находить компромиссы и принимать законы в интересах простого человека.
Возьмем, к примеру, закон о статусе Архангельска как областного центра. На первый взгляд, может показаться, что документ далек от насущных проблем архангелогородцев. На деле же с его принятием город стал дополнительно получать два процента от всех региональных доходов. А это 400–600 миллионов рублей ежегодно, которые идут на улучшение дорог, формирование земельных участков для строительства жилья и, в частности, на бесплатный проезд в общественном транспорте гражданам старше 70 лет.
Или другой значимый документ – закон о межбюджетном регулировании. Когда над ним кипела работа, у меня и моих коллег по фракции была одна цель: чтобы любой житель области получал одинаковый и качественный набор социальных услуг. Причем независимо от экономического положения своего муниципального образования. Конечно, не все получилось в точности так, как задумывали. И в межбюджетных отношениях еще остались «перекосы». Но направление мы выбрали верное. Ведь главное, чтобы каждый закон «звучал» по-человечески, то есть обеспечивал улучшение жизни большинства. Естественно, большинства жителей области, а не депутатского.
– Действующий областной парламент избирался весной 2009 года, когда вовсю свирепствовал мировой экономический кризис. Сейчас, у самого финиша, в регионе обострился целый ряд проблем в лесной отрасли. Многие уже открыто говорят о наступившем лесопромышленном коллапсе Поморья. На ваш взгляд, в чем причина столь стремительного проявления таких негативных тенденций.
–- У всех предприятий лесопромышленного комплекса есть общие проблемы. Они уже стали системными и касаются всех. Последние годы огромный потенциал лесного сектора экономики оставался нереализованным, его вклад в ВВП страны снизился до критической отметки. Мы вплотную подошли к точке невозврата. Виной тому можно назвать недостаточно эффективное управление, устаревшее оборудование, незаконные рубки, отсутствие лесных дорог. Приблизительно так выглядит типичный набор проблем.
Разрешить их можно, если только изменится отношение власти к отрасли в целом. Нельзя вечно черпать из колодца, не заботясь о нем. У нас же процветают варварские методы хозяйствования. Суть их в том – сначала вырубаются лучшие и самые доступные леса, затем лучшие из оставшихся, а потом и то, что похуже. Восстановление, похоже, никого не заботит. Так что, мы можем вполне серьезно скатиться к безлесной пустыне.
– Что в таком случае могут предпринять народные избранники?
– Просто необходимо усовершенствовать «лесное» законодательство. Хотя бы на областном уровне – уже нет времени дожидаться, пока для этого «созреет» федеральный центр. Кроме того, потребуется исправлять систему управления лесным хозяйством. Вообще, чтобы вернуть отрасль на прежние позиции, требуется сделать еще очень многое.
– Вправе ли избиратели требовать от своих депутатов работать с большей отдачей?
– Безусловно! Я рассказала о том, что удалось сделать, но еще сколько всего остается несделанным! Во многом, из-за политического монополизма, из-за нежелания тех, кто считает себя сильным, вести диалог. И это касается не только самой большой фракции в облсобрании, но и исполнительной власти в целом, начиная с самого верха.
Москва требует повышать зарплаты бюджетников. Очень хорошее и важное дело. Средства на это мы нашли. Только резать пришлось по живому – деньги ведь не берутся из ниоткуда. Я и мои коллеги по фракции уверены: большая часть собираемых в Архангельской области налогов должна не уходить в столицу, а оставаться в регионе! Тогда мы сами получим возможность определять, что в каком размере и порядке финансировать. И это в любом случае будет справедливее, чем навязанное из центра распределение. Глядишь, тогда и молодежь перестанет уезжать из области.
– И все же, готовы ли вы поставить хотя бы приблизительную оценку депутатам областного Собрания пятого созыва?
– Не думаю, что будет правильным, когда один депутат ставит оценки другим. Пусть нас оценивают жители Поморья.
Виктор ВЕРЕМЕЕВ