Архангельская область как то болото, где любая инициатива или реформа достаточно быстро тонет в зеленой тине. То же самое можно сказать и о людях – быть кочкой на этом болоте, читай – известным политиком или общественным деятелем, достаточно несложно. Все от отсутствия конкуренции и большого количества ярких и харизматичных персон. И даже те политики, что прославились и стали «культовыми», рано или поздно Архангельск покидают. Словно понимают, что пойдут здесь ко дну вместе со своими проектами.
Уезжали из Архангельска в столицы всегда. Первым таким культовым деятелем был еще Михайло Ломоносов, который покинул родину и более сюда не возвращался. Потомки великого ученого тоже бегут, находя себя в столицах и не рассматривая всерьез холодный поморский край.
Так, одним из первых политиков «нового времени», покинувшим регион, был Александр Вешняков, прославившийся открытым письмом в адрес всесильного первого секретаря обкома Петра Телепнева с требованием его отставки. Будучи секретарем Архангельского горкома КПСС, Вешняков совершил в те годы невероятное – дал оплеуху «хозяину области». Взамен получил отставку и всероссийскую известность. А вслед за ней – триумфальные выборы в Верховный Совет РСФСР, а затем успешную карьеру в Центризбиркоме, дойдя до поста «главного счетчика» страны. Ныне Вешняков – посол в Латвии. Говорят, живет неплохо, навещает маму, живущую в Приморском районе, но возвращаться в Архангельск не планирует. Даже отказался от должности губернатора.
Другой культовый политик, покинувший Поморье, Николай Малаков, в прошлом глава регионального потребсоюза, затем вице-губернатор и глава областного правительства. После поражения на губернаторских выборах в 2000 году (тогда Малаков был реальным претендентом, наступившем на пятки Анатолию Ефремову), он перебрался в столицу, где более 10 лет занимал руководящие посты в федеральных структурах, связанных с бюджетным надзором. Ныне он – заместитель министра культуры России. Возвращаться на Север, естественно, не планирует.
Уехал из Архангельской области и экс-народный депутат РСФСР, дважды депутат Госдумы Александр Пискунов, который теперь трудится аудитором Счетной палаты РФ. Покинул край известный в начале 90-х годов банкир и создатель «Гандвик-банка», депутат Госдумы и заместитель министра по налогам Сергей Шульгин. Растворился где-то в Республике Коми экс-мэр Архангельска Владимир Герасимов – скандальная фигура середины 90-х. Ничего не слышно о самом богатом 20 лет назад архангелогородце Сергее Абрамчуке.
Самой заметной потерей стал отъезд двух культовых политиков 2000-х – лесного олигарха и экс-депутата Госдумы РФ Владимира Крупчака и бывшего мэра Архангельска Александра Донского. Первый, как известно, живет и работает на Украине, где производит туалетную бумагу и входит в число 100 самых богатых граждан, второй поднялся на ниве эротического искусства, создав в Москве соответствующий музей. С отъездом Крупчака и Донского политическая жизнь в Архангельске стала совсем болотистой: нет больше ярких пассажей вроде выдвижения в президенты страны или борьбы за лес не на жизнь, а на смерть. Политологи уже заскучали, вспоминая те времена как зрелищный театр, которому и главный затейник Архангельска Виктор Панов может позавидовать.
Покинул область даже засланный сюда и не менее культовый, противоречивый экс-губернатор Илья Михальчук. И это несмотря на то, что он когда-то обещал «навсегда поселиться в Поморье». Ранее стал «человеком-невидимкой», испарившись на территории необъятной России, его предшественник – «невеселый молочник» Николай Киселев. Уехал и харизматичный, оппозиционный бывший директор Архгеолдобычи и экс-губернатор НАО Алексей Баринов, отсидевший предварительно в тюрьме после конфликта с полпредом в СЗФО Клебановым.
Из Архангельска каждый год уезжают не только культовые политики, но и врачи, учителя, журналисты, музыканты, актеры, строители, военные, бизнесмены, вчерашние студенты и многие другие. Тенденция, характерная для любого провинциального города. Но вот что смущает. На грядущих выборах в областное собрание и гордуму идут зачастую невзрачные, малоизвестные и невнятные люди, которых и политиками назвать сложно. Судя по первым предвыборным тройкам, харизматичных и культовых политиков местного масштаба просто не осталось, потому вместо них обильно представлены заслуженные врачи и артисты, которые сегодня выполняют роль «приманки» для избирателей. Что же будет через пять лет, и кого мы будем выбирать?
А пока Александр Вешняков работает в спокойной интеллигентной Латвии, Владимир Крупчак производит туалетную бумагу для Украины, Александр Донской радует москвичей эротическими экспонатами своего музея, Илья Михальчук строит где-то в Омской области... А в Архангельске тем временем очередной госдеятель мысленно пакует чемодан. И болото зарастает ряской.