Можно с полной уверенностью сказать, что сегодня в Архангельской области нет оппозиции. Отсутствуют не только оппозиционные партии, но и персоналии. Хотя в «лихие» 90-е и даже в «стабильные» нулевые таковые были и вполне себе успешно сотрясали «политический воздух». Так куда же пропали недавние оппоненты власти, зазывающие за собой недовольных? Мы попытались вспомнить поименно всех особо ярких и харизматичных.
В 1989 году имя секретаря Архангельского горкома партии Александра Вешнякова знал даже школьник. Этого человека по праву можно назвать первым оппозиционным политиком региона. Шутка ли, будучи простым средним аппаратчиком, Вешняков покусился на самого... первого секретаря обкома партии Петра Телепнева, имевшего власть побольше, чем у нынешних губернаторов. Александр Альбертович упрекнул «первого» в том, что он отстал от жизни, не смог перестроиться и работает по старинке. Говорят, вешняковский выпад, выраженный в виде открытого письма, сказался на финале карьеры Телепнева: сначала тот проигрывает выборы народных депутатов СССР, а затем уходит в отставку. Впоследствии оппозиционер Вешняков снова о себе заявит: подпишет вместе с верхушкой Верховного Совета РСФСР письмо с критикой Бориса Ельцина, в результате чего сам лишится своего поста. Но уже к концу 90-х он превратился в слугу режима, возглавив Центризбирком, который в его бытность был инициатором отмены выборов депутатов Госдумы по одномандатным округам. Сейчас Александр Альбертович находится на дипломатической работе, представляя интересы России в Латвии. Вряд ли у него есть желание не только оппонировать действующей власти, но даже возвращаться в политику.
Не осталось следа былой оппозиционности и у Юрия Барашкова, когда-то пламенного борца с привилегиями начальства и ярого противника строительства в Архангельске АЭС. В 1989 году Барашков, как и Вешняков, представлялся неформальным лидером, пришедшим на смену заскорузлым партократам. Став первым и единственным народным депутатом СССР от Архангельска, Юрий Анатольевич был самым узнаваемым и популярным человеком. Вспоминаются и его постоянные речи о необходимости сохранения архитектурного облика областного центра. Однако вскоре после триумфа последовал такой же стремительный уход с политической сцены. В 90-е и нулевые Барашков продолжал преподавательскую работу в АЛТИ, выступал как общественник, даже избирался депутатом областного Собрания, но оппозиционером уже по сути не был. Сегодня его можно встретить на улицах Архангельска: вечно спешащий, кажущийся чудаком, пожилой мужчина, чье лицо с плакатов 25-летней давности помнят разве что пенсионеры... Наверное, Юрий Анатольевич все-таки больше ученый и архитектор нежели политик.
Третьей заметной фигурой был Александр Иванов. В 1990 году он стал спикером Архангельского горсовета, а через шесть лет был одним из кандидатов на пост губернатора. Демократ-оппозиционер, яркий трибун, классный финансист, – именно таким вспоминается сегодня Иванов. Если почитать исследования того периода, то многие эксперты и политологи предрекали Иванову мэрство и губернаторство, особенно выделяя его среди политиков Архангельской области. Иванов не стеснялся критиковать рыжебородого «помора» Анатолия Ефремова и его администрацию. Запомнились сессии областного Собрания, на которых глава бюджетного комитета Иванов задавал каверзные вопросы чиновникам. Это было похоже на состязание в остроумии, и наблюдать за этим было крайне интересно. Но вскоре Александр Петрович как-то стушевался, – сначала перешел депутатстовать в Архангельскую гордуму, а затем и вовсе пропал. Лишь недавно он вновь появился в информационном поле, комментируя замену выборов мэра на назначение сити-менеджера. Сегодня Иванов – умеренный консерватор, даже больше эксперт, чем политик. Наверное, в этой роли ему комфортнее.
Нулевые годы в Поморье прошли под знаком звезды оппозиции Дмитрия Таскаева, возглавлявшего региональное отделение Союза правых сил. Таскаев был всем хорош: красив, умен, богат, речист, мастер на всякого рода сарказм по отношению к представителям власти. Именно ему принадлежит высказывание после губернаторских выборов 2004 года, когда к власти пришел малоизвестный Николай Киселев: «Избиратели проголосовали бы хоть за Микки-Мауса, только не за Анатолия Ефремова». Дмитрий Владимирович не стеснялся в выражениях, называя администрацию Киселева серой, непрофессиональной и неумелой. Казалось, что у Таскаева два пути: либо влиться во власть, либо продолжать умело фрондировать и набирать очки, оставаясь своеобразным «антигубернатором» региона. Наш герой выбрал более легкий путь, влившись в состав архангельского правительства, а затем перейдя во вновь образованный САФУ. Однако конец у Таскаева оказался печальным: в декабре прошлого года он был задержан ФСБ при получении взятки в размере полутора миллионов рублей. Сегодня вчерашний оппозиционер и чиновник находится в колонии строгого режима, где ему предстоит провести еще несколько лет...
Конец «нулевых» был в Архангельске временем Александра Донского – бывшего крупного торгового коммерсанта, избранного на протестной волне в 2005 году мэром столицы Поморья. Вот это был самый настоящий архангельский оппозиционер со всеми свойственными атрибутами – громкими заявлениями вроде желания стать президентом, пикированием с вышестоящими чиновниками (обвинение экс-губернатора Киселева во взяточничестве, – так называемый «пинцетный скандал»). Умел Донской повести за собой толпу, – это уже после выборов 2011 года, когда в Архангельске прошел митинг «За честные выборы». За свою оппозиционность Александр Викторович здорово поплатился, как он сам выражается, по сфабрикованным делам был брошен в СИЗО, где провел восемь месяцев. Сегодня экс-мэр и экс-фрондер занимается весьма интересным делом – он открыл музей эротического искусства в Москве. В качестве «эротогалериста» Донской чувствует себя что называется «в своей тарелке», ведь он и ранее не скрывал своего интереса к этой «вечной теме».
Можно вспомнить и других, менее заметных оппозиционеров, но их имена либо забыты, либо широко известны в узких кругах. Лидеров уровня Вешнякова, Таскаева и Донского сегодня в политическом раскладе нет. Можно надеяться, что они все-таки еще появятся и добавят к нашему списку новые имена.
Фото: Фото из открытых источников