В Октябрьском районном суде закончилось уже третье судебное заседание по уголовному делу Андрея Боровикова. Его судят по статье 212.1 УК РФ — неоднократное нарушение порядка проведения митинга. Сегодня заслушивали показания свидетелей — сотрудников полиции, несовершеннолетнего юноши и педагога из центра «Архангел». Поддержать Андрея на суд пришло более 20 человек.
«Показал, как и куда идти»
Первым свидетелем стал майор полиции Алексей Огорелков, которого часто можно встретить на разных массовых мероприятиях Архангельска, и не только протестных. Он рассказал, что знаком с Боровиковым, потому что тот является активным участником публичных мероприятий в Архангельске.
— Помню, что Боровиков присутствовал на демонстрации 7 апреля. Находился в толпе граждан и руководил их действиями, управлял колонной, шёл впереди неё. Это запечатлёно на видеозаписи.
На видео видно, как он начинает скандировать какую-то речовку и толпа подхватывает
Боровиков показывал, как и куда, в каком направлении идти, организовывал колонну, передавал средства наглядной агитации, — такие показания дал Огорелков.
Майор рассказал, что автомобилисты, видя толпу на Троицком проспекте, разворачивались и «уезжали куда подальше», потому что «никто не знает, что у людей на уме».
— Боровиков выступал перед собравшимися с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Обращу внимание, что в соответствии с 54-м Федеральным законом организатору публичного мероприятия предоставлено право использовать звукоусиливающую аппаратуру. Поэтому действия Боровикова можно расценить как действия организатора, — добавил Огорелков.
Вторым свидетелем стал начальник Архангельского ГИБДД Яхлаков Андрей. С Боровиковым он не знаком и не знает участников акции протеста. По его мнению, их было около 1,5 тысячи. Официальные данные МВД — 2,3 тысячи. Яхлаков рассказал, как начиналось демонстрация.
— Людей становилось всё больше, уже более тысячи. И в короткий промежуток времени внезапно стала формироваться колонна. Формируя колонну, люди стали выходить с тротуара на проезжую часть Троицкого проспекта, — рассказал Андрей Яхлаков.
По его словам, колонну организовывали несколько человек, которые отдавали команды.
— Мы до последнего момента надеялись, что люди откажутся от движения по проезжей части, потому что в колонне находились дети. Когда они это всё-таки сделали, мы испытали шок. Там находились подростки, малолетние дети, несовершеннолетние. Когда они вышли на проезжую часть, мы ещё не успели остановить транспортное движение. Кто-то применял экстренное торможение, кто-то разворачивался и уезжал. Угроза жизни и здоровью была, — рассказал Яхлаков.
По его оценке, детей на демонстрации было больше 10–20.
— Водители сигналили, чувствовалось, что не в поддержку протестующих. Высказывали недовольство, когда стояли в пробке, говорили, чтобы шли протестовать в специально отведённые для этого места, — сказал Яхлаков.
«Классная руководительница попросила побыть на площади определённое время»
Из всех людей, кто вышел тогда на проезжую часть, привлекли к ответственности за нарушение Правил дорожного движения только одного человека — Александра Пескова, который пришёл на акцию протеста с журналистским удостоверением.
Во время показаний Яхлакова заседание прервали — зал понадобился для слушания по другому делу.
Третьим свидетелем оказался шестнадцатилетний десятиклассник Вячеслав Харьков. Он пришёл на заседание с матерью, сотрудницей СГМУ Ольгой и педагогом из 17-й школы. Вячеслав принимал участие в празднике здоровья, организованном АГКЦ и МУП «Архангел». Он сказал, что прийти на это мероприятие ему сказали в школе, но кто — не помнит.
— Я сидел на скамейке, смотрел видео на телефоне. Ещё там были выступления какие-то. Находился там примерно час. С кем приехал, не помню. Я был увлечён просмотром видео. Сколько людей было на площади, сказать не могу. Там были конкурсы, какие-то игры, шахматы. Нас классная руководительница в школе попросила побыть на площади определённое время, а через час разрешили уйти, — рассказал Вячеслав.
Демонстрацию и митингующих молодой человек не видел, потому что уже ушёл.
Четвёртый свидетель — педагог из центра «Архангел» Андрей Фокин. 7 апреля он руководил площадкой по челночному бегу.
— Людей на нашем мероприятии было довольно много. Потом на площадь подошло довольно большое количество людей, в связи с чем руководством была дана команда сворачиваться. Собравшись, мы ждали автобус вместе с детьми, которые там тоже были, воспитанники нашего центра, у них было показательное выступление, — рассказал Андрей Фокин.
Количество митингующих Фокин не смог оценить, сказав, что их было по крайней мере несколько сотен человек. Пришедших на спортивное мероприятие он тоже оценил в несколько сотен. Среди них, по его оценке, было 150 детей. О том, что люди пришли на митинг, Фокин узнал, когда его вызвали в центр противодействия экстремизма.
— Пока люди двигались, я слышал только свист, крики, отдельных слов не различал. Потом, когда люди вышли на сцену, слышал лозунги «Поморье не помойка», называли фамилию губернатора, кричали «Орлов, выходи».
Толпа мне показалась неорганизованной. Я не слышал, чтобы кто-то заводил, а остальные подхватывали
Чья инициатива была провести спортивное мероприятие, Фокину неизвестно.
— В наш адрес угроз не было. У меня такое чувство, что люди, которые пришли на площадь, на нас вообще внимания не обращали. Мы спокойно там ходили, собрали оборудование, они даже отнять ничего не попытались, — сказал Фокин.
«Агрессивен, неоднократно призывал к применению насилия»
Затем сторона обвинения огласила письменные показания Александра Ларионова, который также выступал на митинге. С Боровиковым он познакомился во время собрания инициативной группы по проведению референдума, но отношений с ним не поддерживает, встречается только на митингах. Боровикова считает невиновным, ведь «он нарушил закон, но не нарушил Конституцию».
Напоследок сторона обвинения зачитала письменные материалы по делу — рапорты полицейских, уведомление на имя главы города Игоря Годзиша, ответ на него, акты осмотра страницы «ВКонтакте» Андрея Боровикова. По мнению следствия, Боровиков агрессивен, неоднократно призывал к применению насилия, из-за чего и произошло столкновение на Шиесе в ночь с 14 на 15 марта.
— Свидетели, которые приходят в суд, меняют свои первоначальные показания. Они не хотят, чтобы у меня были какие-то последствия, поэтому говорят, что я не являлся организатором того митинга 7 апреля. Прокуратура настаивает, чтобы показания свидетелей зачитал и без их присутствия, мы против этого, так как видим тенденцию, что люди хотят говорить правду, поэтому требуем, чтобы все свидетели пришли в суд и имели возможность высказаться, — сказал Андрей Боровиков.
Следующее судебное заседание пройдёт 23 августа в 15:30.