Анатолий Бызов — рыбак, охотник, увлекается изготовлением мебели. Увлечения пришлось отодвинуть на второй план, даже на семью теперь у него времени меньше. Так изменил жизнь архангелогородца антимусорный протест. Анатолий не раз бывал в Шиесе. Сам сварил и поставил у дома контейнер, не дождавшись этого от городских властей. Разделенный по фракциям мусор вывозит на мусорный комбинат. История этого героя серии «Лица Шиеса» примечательна ещё и тем, что его привлекали к ответственности за столкновение на Шиесе, во время которого он был в Архангельске.
«Почувствовал, что затевается масштабная гадость»
Наш собеседник трудится в «Городском центре гражданской защиты», возможно, поэтому и не смог оставаться в стороне протеста. О Шиесе Анатолий впервые услышал в начале августа 2018 года. Но всерьез интересоваться темой начал после первого антимусорного митинга на 3-м лесозаводе у памятника Ленину.
— Как-то интуитивно почувствовал, что затевается масштабная гадость. Что, собственно, подтвердилось, — вспоминает Анатолий, что он испытал, когда впервые услышал о планах на Шиес. — Тревожное чувство возникло. Потому что я позиционирую себя как человек, которому небезразлична судьба малой родины, тем более я рыбак, охотник, это близко мне.
После посещения митинга Анатолий стал искать в интернете информацию по теме. Он связался с активистами, когда только-только начала формироваться народная вахта на станции Шиес. Но в первый раз поехать не получилось — Анатолий заболел.
— До этого я увидел фотографию Тони Обедниной, которая стояла в Москве рядом со зданием Госдумы. Связался с ней, узнал, что она соломбалка. И меня это подхлестнуло, что в Москве люди, тем более мои земляки, выражают свой протест. Стали с ней общаться, потом следующие митинги были, — вспоминает Анатолий.
В первый раз Бызов поехал на Шиес в марте. Там он застал стычку в ночь с 14 на 15 марта, когда механик Алексей Козлов сел за управление экскаватором и снес ковшом вагончик активистов. После этого он решил, что включится в экопротест, хотя на Шиес ехал с определенными вопросами и сомнениями.
— Мне было очень важно самому увидеть собственными глазами, что это за Шиес. Определенные сомнения были, как у всех людей, которые не до конца знают предмет. Мне хотелось пообщаться с непосредственными участниками, кто знает об этом больше меня, кто уже там бывал, и увидеть эту картину. И сторону наших оппонентов — понять, что это за люди. Когда я туда съездил, не осталось сомнений, что мы стоим на светлой стороне, а там, соответственно, силы зла, — рассказал Анатолий.
Ждать надоело: сварить, покрасить и установить контейнер
В сумме Анатолий побывал на Шиесе шесть раз, проведя там в общей сложности около 40 дней. Происходящее в Ленском районе и реакция на это в Архангельске, по области и за ее пределами сильно изменили его жизнь.
— Жизнь разделилась на до и после. Потому что я такой человек, что если я начинаю чем-то серьезно заниматься, то я стараюсь доводить до конца. Мне многие задают вопрос — а что дальше? Понятно, что в силу определенных причин те вещи, которыми я интересовался до того, отошли на второй план. Даже семье стал меньше времени уделять.
Свои интересы, — рыбак, охотник, — я это подзабросил. Строительство дома, катер свой любимый… Я считаю, в этой ситуации нужно расставлять приоритеты.
Если мы не решим главную проблему, всё остальное бессмысленно, — считает Анатолий.
Шиес повлиял на Анатолия и в бытовом плане — он стал заниматься сортировкой мусора. Началось всё с помощи в проведении акций по сбору РСО, которую организует экологическое движение «42».
— Я раздельно собираю мусор. Некоторые говорят, что доходит до абсурда, — я снимаю бумажную обертку с жестяных банок, мою бутылки, это всё разделяю в отдельные пакеты. Сам отвожу на АМПК.
Около трех месяцев мне АМПК не может привезти контейнер для раздельного сбора. Я решил сам его сварить,
в соответствующие цвета покрасить и поставить около дома, чтобы наши две пятиэтажки складывали мусор, а я сам буду отвозить, — рассказал Анатолий.
Также мужчина стал избирателен в покупке продуктов — теперь всегда обращает внимание на экологичность упаковки. Анатолий старается не покупать продукцию, которая вызывает у него сомнения по вторичной переработке.
— Это революция в голове, и, я думаю, она происходит в головах многих людей, которые приобщены к теме. Помимо противостояния против свалки на Шиесе, люди начинают заниматься раздельным сбором, и это очень здорово, — считает Анатолий.
«Я не тешил себя иллюзиями о справедливости»
Помимо вахты на Шиесе, Анатолий участвует в жизни архангельской бессрочки и субботниках по уборке территорий. Когда он 10 мая был на одном из них, на Шиесе произошло столкновение. Полицейские, а впоследствии и судья, решили, что в этой стычке участвовал Анатолий Бызов, перепутав его с другим мужчиной.
— Мне предъявили обвинение, якобы я находился на Шиесе в этот день и создавал помехи движению автотранспорта. У нас суд состоял из четырех этапов. Октябрьский районный суд, где судья Попов отклонил наши ходатайства о вызове свидетелей, приобщении материалов, видео, фото, биллинга сотового оператора. Те факты, которые должны были подтвердить мое пребывание в Архангельске, но судья Попов не посчитал это нужным, отклонил ходатайства и назначил наказание в виде 80 часов обязательных работ. Мы подали апелляцию, но областной суд не нашел ничего лучшего, чем отправить дело на пересмотр обратно в Октябрьский районный суд. Там судья Попов был обескуражен, взял паузу почти на две недели, назначил экспертизу на изучение видео с Шиеса, — рассказывает Анатолий.
Экспертиза подтвердила, что мужчина на видео не Анатолий Бызов. Активиста оправдали, отменив обязательные работы.
— Кардинально этот случай не повлиял на мои взгляды. Мне давно было понятно, что
не только правоохранительные органы в лице полиции, ОМОНа, Нацгвардии ведут игру в одни ворота, но и вся система, в том числе и судебная,
ест с руки власти, поэтому никаких иллюзий у меня не было о справедливости. Единственное, что мы можем противопоставить, — стопроцентное алиби, нам приходится доказывать очевидные вещи, — говорит Анатолий.