Через три месяца после митинга архангельских летчиков против создания новой компании «Арктика» во 2-м Архангельском объединенном авиаотряде снова неспокойно. 26 августа совет директоров отряда снял с должности генерального директора Юрия Давыдова — буквально одним днём. Теперь авиаторы получили нового гендиректора, а с ним — и неизвестность. Чего опасаются сотрудники, почему собираются увольняться и что изменится с новым руководством — в материале 29.RU.
«Бунт коллектива вызвала наглость»
Перед тем как Юрия Давыдова сняли с должности, прошли проверки работы авиаотряда. Сначала их навестила контрольно-ревизионная комиссия, направленная губернатором. Она выявила перерасход субсидии от правительства области в 20 миллионов рублей. С этой суммой руководство отряда не согласилось, тогда началась проверка со стороны регионального Министерства транспорта. Она выявила перерасход уже в 183 тысячи рублей. Чтобы обжаловать это решение, авиаотряд подал заявление в арбитражный суд, но гендиректора сняли, не дождавшись решения суда. А на его место совет директоров авиаотряда назначил Николая Соловьева. Известно, что ранее Соловьев занимал должность командира Нарьян-Марского объединенного отряда, а в последнее время работал в аэропорту Архангельск.
Из собственных источников 29.RU стало известно, что 3 сентября ожидается первая встреча авиаотряда с новым руководителем, после чего его сотрудники поймут, как им действовать дальше, а пока не все настроены встретить перемены без скепсиса.
О ситуации накануне высказалась депутат областного собрания Ирина Чиркова. Она заявила, что смена руководителя побудила лётный состав подать заявления на увольнение.
— Беспринципная наглость совета директоров вызвала новый бунт коллектива. Насколько мне известно, большинство членов лётного состава уже написало заявления об увольнении. Если таковые кадровые потери состоятся, это может грозить региону авиатранспортным коллапсом — некому будет садиться за штурвал. И будут сорваны пассажирские перевозки, «северный завоз», санавиация и прочие жизненно важные госзадания, — пишет в соцсетях Ирина Чиркова.
«У людей обида, что с ними так поступили»
Факт, что сотрудники пишут заявления об уходе, подтвердил и наш собеседник, близкий ко 2-му Архангельскому авиаотряду. Назвать количество заявлений он не смог, но, по информации председателя архангельского отделения Общероссийского профсоюза авиационных работников Аллы Кекишевой, речь идет примерно о 50% летного состава:
— Они написали заявления об увольнении из отряда, хотя через две недели вправе их отозвать. У людей обида, что с ними так поступили.
Также собеседница 29.RU сообщила, что авиаторы готовятся к новому митингу. Его собираются провести 6 сентября у Соловецкого камня — сейчас мероприятие на этапе согласования.
— Ответа пока нет, но они готовят плакаты. Мы их поддерживаем, к ним подключимся. Для нас было удивительно, что руководителем стал именно Соловьев. Пока что ждем встречи с ним, потому что разговоры ходят разные: например, что он временный товарищ. Слухов много: что могут разделить отряд. Что будет дальше, мы пока не знаем: ясности вообще ни у кого нет, — поясняет Алла Кекишева.
Их организация уже отправила письмо в Минтранс России — просят разъяснить ситуацию, сложившуюся во 2-м авиаотряде. Редакция 29.RU направила информационный запрос в региональное министерство.
Особенно возмущены авиаторы тем, как поступили с Юрием Давыдовым.
— Как можно так не уважать ни бывшего руководителя, ни сам отряд. Просто дали акт ревизии, не дождались решения суда — нагло сняли руководителя, не объясняя коллективу ничего.
Так не делается. Человек столько лет отдал гражданской авиации, в тяжелейшее время, без зарплат спасал отряд, чтобы он сохранился
С утра 26 августа коллектив всё это узнал, собрание начали проводить, а в 15 часов уже сняли, не дав даже человеку отчитаться, сказать, в чем ошибка проверяющих. Мы предполагаем, что это месть тех, кому мы имидж немножко подпортили. Но, простите, если Нарьян-Марский губернатор успокоился, почему наш не успокаивается? Ну пролетели с «Суперджетом», может, через 10 лет он будет. Зачем так издеваться? — комментирует ситуацию Алла Кекишева.
Кто инициатор?
По мнению председателя профсоюза наземных служб 2-го объединенного авиаотряда Любови Красковой, внезапные изменения произошли с подачи регионального правительства.
— Людей возмущает, что первая проверка пришла после наших митингов. Одна выявила, что отряд запросил субсидию больше на 20 миллионов рублей; вторая, от регионального Минтранса, назвала уже 183 тысячи рублей. Отряд подал в арбитражный суд. Губернатор сказал, что раз со мной еще будут судиться, то будем снимать? Почему судиться с ним — непонятно. Теперь пришел новый генеральный директор, ему указание такое — забрать заявление. Скорее всего, суда не будет. Хотя никакого перерасхода у нас не было, мы в минусе.
Согласился, но «на какой-то определенный период»
От того, как пройдет встреча с новым гендиректором, зависит то, останутся ли люди на рабочих местах, и что ждет коллектив авиаотряда. А пока этот вопрос — что изменится — мы задали самому Николаю Соловьеву.
По словам нового гендиректора 2-го Архангельского объединенного авиаотряда, работа продолжается в штатном режиме. Слухам о том, что в отряде что-то идет нет так, он предлагает не верить.
— Меня учили не верить слухам. Обстановка стабильная. Сегодня встал под погрузку в Соломбале корабль, выход запланирован на 2–3 сентября. На нем на 68 дней отправится в командировку наш экипаж. По ремонту техники работаем, рейсовая работа идет, жалоб, нареканий нет. Губернатор дал команду прибыть завтра, подписать договор на поставку лизинговой компанией двух L-410 модификации 2019 года. Какие волнения имеются в виду, я не знаю, — рассказал Николай Соловьев.
О том, что сотрудники авиаотряда подают заявления на увольнение, новый руководитель не слышал, но подтвердил, что во вторник, 3 сентября, у него встретится с лётным составом.
— Официально пока ничего такого нет. С командным составом я встречался, идёт подготовка плановая к зимней навигации. Во вторник я иду встречаться с лётным составом: обсудим все нюансы работы, что можно решить — решим. Я думаю, что понимание будет достигнуто, — пояснил новый руководитель отряда.
Как говорит Соловьев, для него предложение совета директоров возглавить авиаотряд стало неожиданностью:
— Я дал согласие возглавить предприятие на какой-то определенный период — я затрудняюсь сказать, на какой именно. Согласился, чтобы не было скоропалительных решений и случайных людей. Я член совета директоров, мне интересно и дорого это предприятие. В архангельское управление я попал в 1977 году, здесь работал и много летал. Мне понятно, что 2-й отряд значит для области.
По словам Николая Соловьева, с предыдущим гендиректором они ситуацию обсудили:
— Юрий Егорович прекрасно понимает, что это решение собственника. Для меня было неожиданно, а он говорил, что возможно и такое. 27 августа мы обсудили с ним проблемные вопросы. Руководители подразделений тоже с пониманием относятся. Не всё получается так, как хочется, но надо работать, услуги оказывать, деньги зарабатывать, технику ремонтировать.
На вопрос 29.RU о том, какова дальнейшая судьба заявления по результатам проверки авиаотряда в арбитражный суд, Николай Соловьев ответил так:
— Мне указаний [отзывать заявление] никто не давал, будем надеяться, что наш суд — самый гуманный суд в мире.