Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу архангельского активиста Александра Юфрякова. На глазах у полицейских на него напали во время митинга 2010 года.
28 марта 2010 года в Архангельске проходил митинг против роста цен и тарифов ЖКХ.
— Во время митинга меня и еще несколько членов Северной «Солидарности» внезапно в спину атаковала организованная группа примерно из 8–10 неизвестных мне лиц. На меня напали трое молодых людей — один держал сзади за шею, другой, оторвав ручки пластикового мешка, выхватил мегафон, который я нес в левой руке, третий вырывал из правой руки наши флаги. По аналогичной схеме были атакованы мои соратники. Древки выхваченных у нас флагов и транспарантов злоумышленники ломали ногами, а полотнища отрывали от древков и рвали на части. Таким образом эти молодчики практически полностью уничтожили и унесли с собой все наши флаги и три транспаранта. Они повредили еще два транспаранта, которые нам удалось отстоять, — писал Александр Юфряков в своей жалобе в Следственный комитет 10 лет назад.
Юфряков в своем заявлении писал, что отговаривал митингующих драться с нападающими и предлагал лишь задерживать их.
— Мне удалось скрутить одного молодого человека, участвовавшего в нападении. Рядом, в трех метрах от нас, стоял полковник милиции с рацией. Я обратился к нему с просьбой задержать нападавшего и выяснить его личность. Полковник, наблюдавший все перипетии инцидента, пробурчал что-то типа: «Прекратить безобразие!» и более никаких действий не предпринял. Другие сотрудники милиции и дружинники с красными повязками «КПРФ» также индифферентно отнеслись к происходящему на их глазах преступлению. Все это происходило в самом начале митинга в толпе, на глазах десятков людей, и создавало угрозу массовых беспорядков, — писал Юфряков в следком.
Оппозиционер попросил органы провести проверку и возбудить уголовное дело. Он предположил, что действия злоумышленников были согласованы с полицейскими. К заявлению Юфряков приложил фотографии нападавших.
Уголовное дело возбуждать не стали, и Юфярков безуспешно пытался обжаловать это решение в российских судах.
— Учитывая невмешательство полицейских при нападении на демонстрации, а также отказ преследовать виновных, ЕСПЧ поставил перед властями Российской Федерации вопрос о том, были ли соблюдены государством позитивные обязательства, гарантированные статьей 11 (право на свободу мирных собраний) Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме того, суд просит сообщить, имел ли заявитель эффективные национальные средства правовой защиты права на свободу мирных собраний, как того требует статья 13 Конвенции, — сообщают правозащитники проекта «Апологии протеста».