Проект поправок к областному закону о компенсации затрат муниципальных депутатов, которые работают по совместительству, вызвал противоречивые эмоции у представителей власти. Губернатор Игорь Орлов предложил самим депутатским корпусам решить, какие конкретно расходы можно компенсировать из бюджета. Депутат областного собрания Леонид Таскаев посчитал, что из-за изменений в законе его коллеги в муниципалитетах могут лишиться компенсаций.
В правовом департаменте администрации губернатора объяснили, в чем суть предлагаемых поправок. Их рассмотрят на ближайшей сессии Архангельского областного собрания депутатов 25 марта.
Сейчас муниципальные депутаты, работающие не на постоянной основе, имеют право на сохранение места работы и компенсации за время участия в заседаниях и за осуществление других полномочий — в размере среднего заработка по месту его работы. А также есть оплата проезда на заседания и другие мероприятия, командировочные расходы, оплата работы помощников. Депутатам ежемесячно выплачивают определённую сумму из бюджета на эти цели, но теперь предлагают компенсировать фактические расходы. Грубо говоря, депутат будет покрывать расходы из своего кошелька, собирать чеки и приносить их, чтобы получить компенсацию.
— Речь идет о фактических расходах, — уточняет директор правового департамента Игорь Андреечев. — И задача в том, чтобы наши представительные органы определились с конкретными видами расходов, которые они будут возмещать депутатам. Это связано с приобретением сувенирной продукции, подарков, цветов, оплатой определённых помещений, услуг, которые они покупают, — те, что необходимы им для встречи с избирателями, для осуществления депутатской деятельности. Мы прямо рецепты показали конкретных решений представительных органов, которые уже работают по этой схеме.
По словам Игоря Андреечева, Вельский район уже перешел самостоятельно на эту схему. В вельском собрании депутатов 30 парламентариев, из них 13 представили документы о расходах и получили компенсации. Бюджетные деньги любят отчет, замечает Игорь Андреечев. Между тем в законопроекте прописан существующий размер компенсации. При обсуждении поправок некоторые муниципалитеты попросили его увеличить.
— Размер и сейчас установлен — с июня 2009 года, — говорит директор департамента. — Мы, получается, только воспроизвели то ограничение, которое было. Это по минимальной должности муниципального служащего его соответствующий оклад, помноженный на районные северные коэффициенты. У нас до последнего времени даже предложений от муниципалитетов не было, чтобы его увеличить. Когда мы сейчас стали обсуждать проблематику с компенсациями депутатам, ряд представительных органов — тот же Северодвинск — предложили снять это ограничение. Или, например, снять не для всех, а только для городских округов и муниципальных районов. Потому что этой суммы им недостаточно. Если мы переходим на компенсацию по документам, с этой суммы не нужно уплачивать подоходный налог 13%.
При рассмотрении законопроекта депутаты областного собрания могут внести поправки, увеличивающие размер компенсации. Цель изменений Игорь Андреечев описывает как появление общих и факультативных для всех депутатов. А что это за гарантии, определяют в каждом муниципалитете отдельно.
— Мы видим полемику, что депутат должен изыскать эти деньги (расходы, которые только потом компенсируют. — Прим. ред.). Но есть система авансовых отчетов, и ему эту сумму можно будет взять под аванс. Но после совершения покупки он должен в установленные сроки отчитаться. Вводить ли авансовую систему, решает сам представительный орган, — пояснил Андреечев.
Если ограничения по сумме компенсации не снимут, разницу между фактическими расходами и выплатой из бюджета депутат будет возмещать из своего кармана.
О том, что себе могут позволить на бюджетные деньги областные депутаты, читайте в нашем обзоре.