Постепенно в Архангельской области районы становятся округами. Реформа упраздняет местные советы депутатов, и проблемы поселений решают депутаты округов. Против этой инициативы выступил глава Урдомы Сергей Якимов, которого недавно обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями. Якимов в соцсетях МО «Урдомское» опубликовал открытое обращение в Совет Федерации и Государственную думу.
На протяжении последнего десятилетия в России произошел катастрофический спад активности граждан и разочарование в своем государстве.
Процветающие потребительская пассивность, либеральный индивидуализм, неоспоримость государственных решений, лицемерие и преследования в политике привели к образованию огромной пропасти между обществом и государством. Они, как две стороны одной медали, отвернулись друг от друга, каждая водит свои хороводы и даже ненавидят друг друга. Граждане считают чиновников коррумпированными, а те считают народ быдлом. Из-за пассивности и неприязни к происходящему люди перестали обсуждать решения властей, брезгуют политикой, не ходят на выборы, публичные слушания, стыдятся работать в полиции, не празднуют дни государственной символики, отказываются рожать детей.
Так, готовившийся годами переход к единой вертикали власти, умышленно высушил местные бюджеты (например, потребности содержания МО «Урдомское» в 2024 году — 148 млн руб., а располагаемые доходы — 35 млн руб.). Как результат, инфраструктура населенных пунктов, особенно в сельской местности, деградировала, и вместо комфорта стала угрожать жизни людей. Местным сообществам внушается, что они беспомощные, ни на что не способные. Что в такой ситуации городские и сельские поселения не стоит и сохранять. Часть населения разочаровалась в таком местном самоуправлении, а те, кто понимают причину, разочаровались в государстве.
Местное самоуправление в России является действующей основой ее конституционного строя. Разрушение этой основы будет иметь такие же трагические последствия, как разрушение основ Советского Союза. Действия разрушителей схожи с государственной изменой и диверсией.
Такая государственная политика угрожает не только сохранности сельской культуры как исконных национальных традиций в России. Она уничтожает гражданственность населения бескрайней малозаселенной провинции как самый надежный признак и гарант российской государственности на этих территориях.
Сформировавшийся в России институт муниципальных депутатов, составляющий сегодня в сельской местности десятки тысяч человек, работающих безвозмездно, не за доступ к власти и бюджету, а от чистого сердца и ради заботы о своем поселении и земляках, ежедневно разделяющих с ними радость и невзгоды жизни и оттого имеющих наиболее возможный уровень его доверия — не заменить ничем другим. Местные депутаты — это эксклюзивное и гибридное звено системы управления в России, реально признающее необходимость взаимного удовлетворения государственных и общественных интересов. Именно в голове местного депутата рождаются самые оптимальные решения государственно-общественных разногласий.
Возможность отстаивания депутатами мелких поселений интересов своего населения сохранилась в России по причине отсутствия у этих поселений непосредственных управленческих контактов с органами государственной власти (при посредничестве районов) и удобного механизма осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Намерение заменить депутатов поселений депутатами округов несостоятельно. Социальный статус районных и окружных депутатов, как правило, выше, чем у рядового избирателя, они принимают решения вне места своего избрания, в окружении других интересантов, и не имеют такого же уровня доверия, как депутаты поселений. К тому же их число будет в несколько раз меньше. Окружная администрация из-за территориальной удаленности не осилит общий объем работы бывших районов и поселений, либо качество заботы о населении существенно снизится. По причине наличия постоянных управленческих контактов с органами государственной власти и отсутствия физической возможности осуществлять реальное местное самоуправление на уровне районов (округов), они в случае разногласий отдают предпочтение продвижению государственных интересов в ущерб интересам населения.
Региональный проект Архангельской области «Комфортное Поморье» за два года существования показал, что финансирование государством общественных инициативных проектов по благоустройству населенных пунктов моментально активизирует жизнь соответствующей части сообщества, вызывает его готовность дополнительно вкладывать в общее дело собственные силы и средства, а также увлекает на это другие части сообщества. Этот проект подтверждает желание граждан осуществлять местное самоуправление и недостаточность его финансирования со стороны государства.
Таким образом, существующая в России правовая система местного самоуправления позволяет обеспечить баланс интересов местных сообществ и государства, сохранять исконную культуру России в сельской местности и российскую гражданственность на большей части ее территории. Для повышения качества управляемости в России нужно не ликвидировать поселения, а наладить финансирование их бюджетов. Это активизирует участие граждан в местном самоуправлении и отношениях государства и общества. Источник власти в Российской Федерации не должен оставаться без дела. Он должен иметь возможность хотя бы прибираться в своем поселении, благоустраивать и ремонтировать его. Иначе мы перестанем быть республикой и в итоге развалим еще одну свою страну.
На основании изложенного предлагаю не ликвидировать поселения в районах, а обеспечить финансирование их бюджетов.
Нужно ли переводить районы в округа?