Собрались приватизировать городскую квартиру или деревенский дом? Тогда наши советы пригодятся вам. Читайте, запоминайте и следуйте нашим инструкциям.
Некоторые философы говорят, что главное отличие свободного сообщества от несвободного — это наличие частной собственности. Не пара оппозиционных газет, относительно свободный телеканал или «гайцы», не берущие взятки, а именно институт частной собственности. Советская действительность подарила нам бесплатные (хотя тут можно поспорить) маленькие квартирки в «хрущобах» да комнаты в коммуналках. Однако получить их в собственность мы не могли. Всем владело пресловутое государство (чиновник, который одним своим росчерком пера зачастую решал чью-то судьбу). По сути, мы жили в чужом (государственно-чиновничьем) съемном жилье. С наступлением нового времени у нас появилась возможность заиметь частную собственность, и это прекрасно. Теперь приватизировавший квартиру человек может преспокойно продать, сдать в аренду, перепродать свою недвижимость — да хоть проиграть в карты. Хотя последнее и не рекомендуется.
Итак, вы решили приватизировать квартиру/загородный дом. Прежде всего, поспешите: бесплатная приватизация будет действовать еще год — до 2015 года (согласно закону «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 19 февраля 2013 года). Однако в последние полгода в очередях будет не протолкнуться — наш человек имеет привычку все делать в последние дни. Потому можете начинать приватизацию прямо сейчас.
Да, мы прекрасно знаем, что приватизация — это куча бумаг, головная боль, морока и волокита, но иначе никак. Зато вы сможете оценить все «прелести» российской бюрократии.
Шаг 1
Прежде всего необходимо получить счет за приватизацию и бланк заявления для приватизации квартир. Именно здесь вам должны рассказать всю нижеприведенную информацию.
Если в квартире прописаны несовершеннолетние дети, необходимо получить разрешение органов опеки и попечительства на приватизацию.
Шаг 2
После этого вы оформляете техпаспорт на квартиру в БТИ (Бюро технической инвентаризации). Это занимает обычно не менее недели, но при срочном оформлении — всего несколько дней. При этом работник БТИ приедет осмотреть вашу квартиру на предмет отсутствия в ней изменений в планировке. Стоимость услуг специалистов БТИ будет зависеть от выбранного срока (от одного до 30 календарных дней). Если с этим пунктом нет нареканий — смело ждите оформления паспорта.
Шаг 3
Экспликация помещений — пояснение к архитектурному проекту, эскизу или отдельной его части (как правило, плану) в виде перечня с указанием некоторых количественных, качественных, технических характеристик помещений. Наиболее распространенным видом экспликации является таблица, которая содержит числовые данные общей площади помещения и отдельных его частей. Также в таблице приводятся условные обозначения отдельных помещений, использованных для отображения на плане или эскизе.
Затем закажите экспликацию и поэтажный план вашего жилого объекта. В некоторых случаях для получения данных документов необходима «характеристика жилого помещения», которая представляет собой справку по форме 7 с указанием «для ПИБ/БТИ». Документы должны быть свежими — их крайний срок годности — один год. В том случае, если вы приватизируете свой загородный дом, вам необходимо получить еще и технический паспорт. В прошлом году в данной области произошли некоторые изменения. С 1 сентября 2012 года БТИ больше не выдает кадастровые паспорта. Отныне с этим запросом следует обращаться прямиком в ФКД Росреестр. Когда вы получите эти документы, не сочтите за тяжкий труд, сделайте пять, а лучше еще больше копий этих документов. Может все обернуться так, что когда вам внезапно потребуется дополнительный экземпляр, услуга «копирования» обойдется вам неожиданно дорого.
Шаг 4
Обращаетесь в ДЭЗ (или Жэу или ЖилКомСервис), получаете подлинник ордера (если вселились в квартиру или дом до 2005 года) или договоры соцнайма. Вам также потребуется копия выписки с лицевого счета. Возьмите с собой также квитанции об оплате за квартиру (последние три месяца, но лучше полгода). Как нам объясняют: государство (чиновники) хочет знать, что вы добросовестный собственник и на вас нет долгов.
Шаг 5
Далее вы идете в банк. Для приватизации жилья (дачи, загородного дома, коттеджа...) вам понадобится бумажная квитанция об оплате пошлины. Ее размер целиком и полностью зависит от сроков оформления приватизации.
Если в квартире сделана неузаконенная перепланировка, сначала необходимо провести ее согласование.
Шаг 6
Подготовьте заявление о приватизации недвижимости. Для успешной приватизации загородного коттеджа (или дома) заявление должно быть написано всеми членами семьи (из прописанных в доме). Обратим внимание на то, что отныне вы можете не спрашивать мнение некоторых членов семьи или ранее прописанных в квартире лиц (в таком случае, если они вдруг утратили право на приватизацию).
Шаг 7
Далее вы подготавливаете справку о неучастии ранее в приватизации (берется в районных агентствах по приватизации тех территориальных пунктов, где был ранее зарегистрирован гражданин). Готовите заверенные копии свидетельств о рождении детей. Не забудьте сделать и обычные копии, которые должен заверить нотариус (но в ряде случаев она может быть заверена и по месту требования). Подготовленные заверенные копии документов, которые бы подтверждали право на принятие участия в приватизации недвижимости.
Обязательно ознакомьтесь с законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. N 1541–1 с последними правками. Сделать это лучше не на форумах о приватизации или сайтах о недвижимости, а например здесь.
Шаг 8
Если раньше в вашем доме были прописаны люди, которые умерли, вам придется подготовить заверенные копии свидетельства о смерти. Речь идет о прописанных по состоянию на 04.07.1991 года.
Шаг 9
Если вы либо другие лица из прописанных в доме меняли фамилию, вам необходимо предоставить заверенные копии соответствующих документов. К примеру, если вы меняли фамилию при вступлении в брак, вам необходимо предоставить свидетельство о браке.
И, наконец, завершающий 10-й шаг. Все документы на приватизацию жилья необходимо направить в ФГБУ «ФКП Росреестра» (в области есть филиал).
Наконец, по прошествии нескольких месяцев (обычно четыре–пять, не больше) вы получаете документ, подтверждающий право собственности на владение объектом недвижимости. Но можно и ускорить процесс. Для этого напишите дополнительное заявление, к примеру, мотивировав подобную спешку форс-мажорными обстоятельствами (переезд, болезнь родственника, за которым требуется надлежащий и тщательный уход, etc). В подобном случае срок рассмотрения сокращается до одного месяца.
Перечень документов, которые необходимы для приватизации
Каждый из нижеперечисленных пунктов относится к гражданам, прописанным и зарегистрированным в квартире, которая будет приватизироваться.
Копии паспортов всех граждан.
Копии свидетельства о рождении лиц (не достигших совершеннолетия).
Копии свидетельства о смерти граждан, которые ранее были прописаны в квартире.
Копии документов, подтверждающие смену фамилия, имени или отчества.
Копии заверенных у нотариуса документов, которые подтверждают участие в приватизации.
Справка о неучастии в приватизации.
Документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства. Только для тех, кто переехал из другой страны.
Документы на квартиру — ордер, обменный ордер, договор социального найма, паспорт жилого помещения, выписка из распоряжения.
Отказ несовершеннолетнего члена семьи от приватизации, заверенный у нотариуса.
Свидетельство, подтверждающее перепланировку.