Куда потратил первые 15 копеек генеральный директор крупной строительной компании ООО «Двина» Михаил Палкин, почему отличника всегда тянуло на стройку, и как удается развивать не самый экономически выгодный бизнес в городе с населением чуть больше 60 тысяч человек.
— Михаил Андреевич, расскажите о своей родине...
— Здешний, котласский. Говорят: где родился, там и пригодился — это про меня. Родился 15 января 1986 года в Котласе, микрорайон Лименда, 46-й лесозавод, он же основное предприятие. Население примерно 1000 человек, большая деревня другими словами. Все знакомы друг с другом, отсюда, вроде, и свобода.
— Помните первый опыт работы?
— Конечно. Он случился, когда мне было шесть лет. Несмотря на то, что учился я всегда без троек, сколько себя помню, тянуло на стройку. Запах свежего дерева, стук топора, неторопливый мужской разговор строителей... Мне, еще совсем ребенку, было интересно посидеть на бревне рядом с мужиками во время перекура или в бытовке за кружкой чая.
Помогал, подносил то коксы, то паклю, бегал за инструментом. Однажды бригадир, уважаемый в поселке человек, Валентин Петрович Попов, выдавал бригаде зарплату. Самый молодой плотник Костя Ращевский, сунув получку в карман, протянул мне 15 копеек и сказал: «Держи, Мишка, ты их честно заработал». Мужики дружно загудели: «Бери, достоин, заслужил!» Я был на седьмом небе и, схватив деньги, побежал к маме, протянул ей 15 копеек и сказал: «Мама, это — моя зарплата! Возьми ее себе». Мама взяла эти деньги, потрепала по волосам и сказала: «Кормилец».
— Правда, что свою официальную трудовую деятельность вы начали в той же компании, где работаете сейчас?
— Так и есть. После шестого класса помогал в компании моего отца. Уже тогда, в 12 лет, мне хотелось зарабатывать самому, а не просить у родителей. Папа тогда уже был предпринимателем и строил свой бизнес. Здесь и работаю по сей день. Получается, за 12 лет трудовой путь от разнорабочего до руководителя.
— Ваш отец — известный в Поморье человек, депутат Государственной думы. Каким вы помните его из детства?
— Отец всегда воспитывал нас в строгости и уважительном отношении к труду. Даже в детстве — он идёт за водой, я рядом с маленьким ведерком. Он строит что-то — я рядом на подхвате. Он ремонтирует машину — я главный по части подержать или подать. Отец у меня заядлый грибник и ягодник, и это было правилом: всегда быть с ним рядом и не важно, что выезд в 5 часов утра, а погода то сырая, то жаркая. Правило есть правило — все тяготы нужно преодолевать вместе и будущий мужчина должен быть добытчиком в семье.
— Многим школьникам сложно определиться, чем они хотят заниматься в будущем. Как вы решили, кем будете?
— Когда встал вопрос о выборе будущей профессии или продолжении учебы в 10–11 классе, на семейном совете решили: надо идти в мужской коллектив и получить мужскую профессию. Так я стал студентом Лимендского речного училища, где получил профессию автомеханика. Все летние месяцы проходили в автосервисе, где мы из друзей сколотили студенческую бригаду. Выполнять приходилось все — от кузовных работ до переборки узлов и агрегатов. Но самое главное, что там я познакомился со своей будущей женой — Леной Чебыкиной. С которой мы уже 11-й год вместе и воспитываем двух дочек. Сразу же после получения диплома поступил в АГТУ (САФУ в настоящее время), где получил диплом инженера промышленно-гражданского строительства. С тех пор профессия строителя стала для меня главной в жизни.
— Конкуренция в сфере строительства высокая. Как вам удается вести бизнес в Котласе, где население чуть больше 60 тысяч человек?
— Да, сегодня это не самый экономически выгодный бизнес, но нам удалось добиться значительных успехов и занять свою нишу. Главное — это рабочий коллектив, производство и материально-техническая база. Хоть жизнь и заставила перейти на рынки Архангельска, но только потому, что здесь наиболее высокий рынок потребления жилья. А наша главная задача — обеспечить работой строительные мощности компании, созданной еще отцом. Это КЗСК, который производит кирпич, ЖБИ и КЗСК-С, который вырабатывает всю необходимую в строительстве столярку от плинтуса до евроокон и дверей, транспортные предприятия, обеспечивающие весь цикл подготовительных и земельных работ. Да, сегодня мы вынуждены отправлять эти материалы баржами в Архангельск. Несмотря ни на что, мы должны сохранить коллектив и объемы строительства в Архангельской области и в Котласе. Все-таки я отлично понимаю, что без строительства не выдержит ни одна региональная экономика.
— Каким вы видите будущее своей компании и Котласа, для развития которого важно ваше предприятие?
— Сегодня ситуация с инвестициями в Котлас сложная, если понимать инвестиции как деньги, вложенные в развитие той или иной территории и работающие на нее. Можем ли мы что-либо изменить? Считаю — да, и это в силах самих котлашан. Что касается нас, то наш коллектив работал и будет работать над развитием родного города, наполнением бюджета и обеспечением рабочих мест. Со следующего года должна вновь заработать Федеральная целевая программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. У нас для этого сегодня есть все, ведь нам удалось сохранить коллектив и материально-техническую базу. Все остальное за жителями Котласа, и я надеюсь, они не подведут.