С 1 февраля вступили в силу изменения регистрации недвижимости через нотариусов. Теперь после проведения сделки юристы должны отправить документы в Росреестр через интернет. Это первое нововведение в рамках законопроекта, предусматривающего упрощение сделок с недвижимостью при помощи онлайн-инструментов. Журналист N1.RU разобрался, как законодательные новации отразятся на жизни собственников.
Что изменится
До февраля 2019 года граждане самостоятельно обращались в Росреестр или МФЦ, чтобы зарегистрировать сделки с недвижимостью, либо пользовались услугами посредников. Теперь нотариусы должны отправлять документы на регистрацию через интернет в кадастровую палату прямо в день сделки.
Если подать данные в электронном виде невозможно, нотариус должен самостоятельно предоставить документы «на бумаге» в течение двух дней. Законодатели предполагают, что нововведение сэкономит время и деньги участников сделки: для граждан эта услуга бесплатна.
В будущем власти планируют перевести все операции с недвижимостью в онлайн-режим. Данные можно будет подавать самостоятельно через интернет, для этого нужно сформировать комплект документов — точно такой же, как при обращении в МФЦ. Однако данные не удастся направить без усиленной квалифицированной электронной подписи, которая выдаётся удостоверяющим центром, как правило, на съёмном носителе (так называемом токене). Подпись, которая используется для входа на портал Государственных услуг (у большинства логин в виде электронной почты и самостоятельно придуманный пароль), не подойдёт.
Также необходимо установить специальное программное обеспечение, которое позволит работать с электронными подписями, расшифровывать полученные документы и так далее. Сейчас нотариусы подтверждают факт удостоверения документов своей подписью, передавая их по электронным каналам связи.
Прогнозы экспертов
Закон вступил в силу только частично и всего несколько дней назад, поэтому объективно оценить его эффективность пока невозможно. Мы попросили экспертов из разных сфер спрогнозировать, с какими неожиданными трудностями придётся столкнуться собственникам и покупателям при оформлении сделок в режиме онлайн.
Управляющий партнёр «Варшавский и партнёры» Владислав Варшавский убеждён, что законопроект упростит жизнь собственников жилья и облегчит процедуры сделок с недвижимостью.
«Во-первых, благодаря нововведениям сократятся трудозатраты Росреестра, во-вторых, срок регистрации сделок с недвижимостью станет меньше. Подобный сервис будет предоставляться в рамках проекта «Умный город», что даст сторонам сделки дополнительные гарантии безопасности», — прогнозирует эксперт.
Эксперт в сфере юридических услуг Денис Констин сомневается в жизнеспособности реформ, поскольку очень небольшой процент граждан имеют усиленную электронную подпись, и чаще всего это те, кто зарегистрирован в качестве ИП или чья деятельность связана с частым взаимодействием с госорганами через электронный документооборот. Остальные граждане пользуются простой подписью для того, чтобы записаться на получение государственных услуг.
«Оформлять усиленную электронную подпись только для того, чтобы направить документы в Росреестр, — нецелесообразно. Это дорого, требует времени и личного присутствия. Стоит подпись от 3 000 рублей, прибавим к этому программное обеспечение, необходимость перевыпуска сертификата, если изменились данные либо истёк его срок. Проще воспользоваться услугами нотариуса, передать документы непосредственно в Росреестр или через МФЦ», — поясняет эксперт.
По словам Дениса Констина, немаловажную роль также играет недоверие к электронному документообороту. До многих сотрудников управляющих компаний или ТСЖ непросто донести информацию, что электронный документ без «синей» печати такой же легитимный, как и бумажный аналог. Поэтому услуга регистрации права собственности онлайн остаётся сегодня больше экзотической возможностью, чем реальным инструментом.
Специалист отдела сопровождения сделок компании «Этажи» Ксения Кошукова отмечает преимущества законопроекта: возможность оформить сделку, создать электронную подпись клиента и подписать заявление, посетив офис всего один раз. Все остальные вопросы можно решать дистанционно, не бегая по различным инстанциям.
«Нотариусы напрямую передают данные в Росреестр, минуя возможных посредников; это гарантирует, что данные не попадут к мошенникам. Часто клиенты переживают, что специалисты смогут использовать электронную подписью клиентов без их ведома. Однако это просто невозможно, потому что о каждом совершённом действии с использованием ЭЦП клиенту приходит уведомление с кодом для подтверждения», — поясняет Ксения Кошукова.
В полной мере оценивать популярность и эффективность перехода регистрации прав собственности на онлайн-платформу можно будет только спустя несколько месяцев после начала работы сервиса. К тому же власти пока не готовы полностью отказаться от привычного порядка подачи документов в бумажном виде.
Полина Квасенко
Фото: N1.RU, unsplash.com