Этот текст из серии про капитальный ремонт в Архангельске расскажет, как фонд работает с домами-должниками, из-за чего приходится экстренно скидываться по сотне тысяч с квартиры и какие конфликты бывают между соседями из-за общего котла. Александр Бараев, гендиректор фонда капремонта отвечает на вопросы читателей 29.RU и рассказывает о ситуациях из своей практики.
«Ответственность за свой дом нужно нести сегодня»
Многие читатели 29.RU пожаловались на беды в своих домах — мы уже писали, как понять, за что отвечает управляющая компания, а что попадает в перечень работ фонда капремонта. И все же процитируем крик души одной из жительниц дома 62 на Выучейского:
— Управляющая компания «Облик» нас игнорирует: кровля течёт, первый подъезд падает и тянет второй подъезд. Хотим узнать, куда идут наши деньги, сколько выделяют на содержание дома в месяц, и на что именно — ничего не делалось со времён постройки дома!
— Построить такой малоэтажный дом — относительно дешево. А ремонтировать объекты деревянного жилфонда сложно и технически, и финансово, — отвечает гендиректор фонда капремонта в Архангельской области. — Вероятно, у компаний есть масса проблем с учетом недофинансирования по деревяшкам. Если УК игнорирует — можно от нее отказаться и выбрать другую. Хотя я сомневаюсь, что другая компания придет туда и, ничего не получая от собственников, все исправит. При содержании 20 рублей с квадратного метра дом в нормальное состояние, с учетом имеющихся проблем, не привести. Иногда УК и жильцы находят общий язык.
«Была ситуация, когда собственники скидывались для срочного ремонта — собиралось примерно 1 500 000 рублей с дома в 12 квартир. 125 000 — с семьи»
— Деньги с одной квартиры немаленькие, но это разумная сумма, когда речь идет о твоем жилье. Даже если придется брать кредит, — считает Александр Бараев. — Ведь если ты лишился жилья — останешься на улице. И ответственность за свой дом нужно нести сегодня. Не все охотно принимают предложения УК, некоторые считают, что им все должны. И все же, если другие жильцы не готовы вас поддержать и решить проблемы в срочном порядке...
«Если соседи не хотят ничего ремонтировать, есть смысл даже сменить жилье. Искать те дома, где собственники дружнее»
Когда капремонт — причина раздора соседей
В каких-то домах жители обсуждают вместе, что отремонтировать нужно в первую очередь, однако по каким-то причинам не все жильцы остаются довольны принятым решением. Такую ситуацию описал житель дома 17 на улице Советской Виктор Белякин:
— Без всяких причин председатель ТСЖ решила и поменяла в доме стояки. На счету по капремонту была сумма в 1 200 000 рублей. Стоимость работ скрывалась, оказалось — на 4 миллиона рублей. Трубы у многих уже выходят из строя.
— Этот дом на спецсчете, открыть его решили собственники. Но сама ли председатель ТСЖ заключила договор? Это контролируют в том числе органы государственного жилищного надзора. Думаю, читателю стоит туда обратиться с целью провести проверку. Хотя для начала было бы неплохо переговорить с председателем, ведь если есть спецсчет, значит, большая группа жильцов дома общается, — две трети голосов сначала были отданы за организацию специального счета, затем за выполнение ремонтных работ. Правильнее было бы еще пообщаться с соседями, голосовали ли они за принятие этих решений?
Еще одна читательница 29.RU Евгения Акиндиновна обратилась с такой проблемой: «После капремонта в щели дома 7 на улице Юности стало задувать, температура в комнатах не выше 17 градусов, во время дождя по стене льют ручьи. Многоквартирный пятиэтажный дом. Ремонт у нас был такой: три года назад заделывали швы между плитами дома».
— Мы капитальным ремонтом этого дома не занимались, — отвечает Александр Барааев. — Однако дом включен в резервный перечень объектов по Архангельску с ремонтом крыши и фасада. Сейчас мы формируем смету расчетов с экспертизой и в этом году будем проводить аукцион по выбору подрядчиков.
Архангелогородка Надежда Селенина поинтересовалась в группе «ВКонтакте» сайта 29.RU, когда будет ремонт в доме 21, корпус 1 на Приморской, а также задала вопрос по дому 12, корпус 1 на улице 8 Марта: «После капремонта проваливается пол со второго этажа на первый, так как фундамент печей не был отремонтирован, что делать?».
— Дом находится в далекой перспективе — это 2035–2037 годы. Как приблизить сроки проведения капремонта — я уже рассказывал. Пока что на Приморской, 21, корпус 1 собрано 182 000 рублей — не огромные деньги, но какие-то вопросы решать по спецсчету было бы уже можно. Что касается улицы 8 Марта — там при выполнении работ часть жильцов не обеспечила нам доступ в квартиры, что существенно усложняет работу. Фундамент под печами не ремонтировался и со стороны фонда не будет ремонтироваться, потому что дом — с центральным отоплением. Единственное, с чем мы могли бы поработать, — это разборка печей. А две системы теплоснабжения в доме быть не может.
Также о сроках капремонта в своем доме спросил Александра Бараева читатель 29.RU Геннадий Меньшиков: «На какой год запланирован капремонт дома 37 на улице Зеленец, а то крыша сильно течёт? Управляющая компания не производила ремонтные работы».
— В трехлетку. 2032–2034 годы. А пока проблемы должна решать управляющая компания — не замену всей крыши, а ремонт участка. А если она не реагирует, то нужно работать с органами жилищного надзора — муниципальный жилищный контроль при администрации Архангельска.
Свыше 130 000 000 рублей — от должников
Мы поинтересовались у руководителя фонда капремонта в Архангельской области, как строится работа с домами-«должниками», где не все жильцы добросовестно и вовремя платят.
— С такими должниками мы судимся. За прошлый год мы направили в суды 17 000 исков по Архангельской области на сумму свыше 130 000 000 рублей. Много это или мало? Наверно, нужно больше. Но наша юридическая служба пока не может охватить такой объем работы, — у нас всего четыре юриста и слишком много абонентов. Одна из проблем — сложно найти зарегистрированных собственников в домах-«должниках». Люди зачастую держат эти квартиры, не заботясь о их состоянии. Если половина дома не желает отвечать за свое имущество — второй половине будет слишком тяжело вытащить дом из этой ситуации.
Елена Ионайтис