Скованными одной цепью внезапно оказались жильцы дома на улице Свободы в Архангельске и местная епархия. У них одна цель — добиться расселения этого самого дома. Аварийная деревяшка доживает свои последние дни, после чего на её месте должен появиться храм. Вопрос с землей, как оказалось, уже решен. Жильцы ждут, что вмешательство епархии приблизит их расселение — иначе на диалог с церковью они не пойдут. Недавно жильцы и будущий настоятель храма впервые встретились лицом к лицу.
Где крест, там будет храм
Пока нет ни часовни, ни храма — только поклонный крест. Стоит он недалеко от проезжей части на пересечении улицы Свободы и Новгородского проспекта. У поклонного креста перед встречей с жителями дома собралось человек десять — священнослужители, которые проводят молебен, и верующие — преимущественно женщины. За крестом можно увидеть баннер с информацией о будущем строительстве храма в честь явления Пресвятой Богородицы.
Тем временем в доме 28 на улице Свободы даже не все знают, что зачем нужна встреча с представителями Архангельской епархии. Все уверены, что их соседка Елена Тормозова в курсе — она начала в конце 2019 года ходить в администрацию города и к представителям церкви и задавать вопросы.
Собраться решили в коридоре второго этажа — прямо под выцветшей фотографией Высоцкого на двери одной из квартир. В доме живут только три семьи, остальные снимают жилье — в аварийной деревяшке просто невозможно нормально существовать. На первом этаже, к примеру, пустует квартира с обвалившейся печью. В ней раньше жила дочь архангелогородки Татьяны Самсоновой.
— Моя дочка здесь прописана, живет у меня, мы снимаем ей за свой счет квартиру. Это у нее в 2012 году рухнула печка. К Павленко (мэр Архангельска с 2008 по 2015 год. — Прим. ред.) ходили, а он: «Вы бы сами купили, я-то купил». А Павленко давно нет. Её дочке сейчас 15-й год, а тогда она была беременная, — говорит Татьяна Иосифовна.
До 2019 года признавали аварийными только отдельные жилые помещения. И только после вмешательства епархии весь дом получил этот статус. Расселение планируется до 2024 года.
«На публичные слушания пришли те, кто молился»
Пока ждали представителей епархии, начали выяснять, зачем, собственно, собрались. О том, что на месте их дома хотят построить храм, знают не все. Кто-то слышал, что вместо поклонного креста появится часовня — её поставят прежде, чем начнут возводить храм. Но даже в случае с часовней полно неопределенностей. Например, когда и как именно её будут строить.
— Мы боимся, что если сейчас там будут ставить часовню, то дом вообще рухнет, — говорит Елена Тормозова.
Вопросы к епархии у Елены возникли в конце прошлого года. По ее словам, тогда к соседке с первого этажа подходили представители церкви и сказали, что помогут с расселением.
— Я сходила в епархию, чтобы уточнить, правда ли они нам помогут, или это были чьи-то пустые слова. Я даже не знала, что они собираются часовню устанавливать, — удивляется она. — По этому же вопросу я пошла в отдел архитектуры мэрии и там узнала, что, оказывается, при межевании территории они наши сараи взяли себе. У нас дом деревянный, печное отопление, и сараи должны принадлежать нам. Я их спросила, на каком основании и правомерно ли было вот так разделить территорию. В 2015 году начали делить территорию, никто об этом и не знал. Слушания были проведены формально. Конечно, если бы мы были в курсе, вопрос задали бы — почему они наши сараи взяли под свою территорию.
Уже после разговора с жильцами дома присутствовавший там главный редактор газеты «Духовный сеятель» иеромонах Феофил объяснит: публичные слушания проходили, но жильцов дома на них не было. Епархия обратилась в администрацию города в 2015 году, чтобы получить земельный участок.
— Это был участок, рядом стоящий, где сейчас крест. Участок этот был выделен нам в конце 2015 года, — поясняет иеромонах Феофил. — Мы подали заявку о желании построить здесь храм и о выделении этого участка. Информация о предстоящих слушаниях была вывешена на сайте мэрии, как требует того закон. В течение трех месяцев можно было высказываться против строительства храма. По истечении трех месяцев были публичные слушания. На публичные слушания пришли только те, кто приходил к кресту, кто молился. Выслушали все истории этого места, наши пожелания, предложения, и после этого уже был вопрос передан в департамент градостроительства и министерство имущества о выделении этого участка.
Елена пошла в епархию, чтобы выяснить, как можно ускорить расселение, ведь РПЦ обещала поддержку. Все это она изложила в заявлении. В первый раз Елене отказали. Второй визит закончился тем, что заявление все-таки взяли, а предложение встретиться отклонили. Но потом передумали.
— Встречу назначили. Мы написали, что в связи с тем, что они хотят начать строительство, а дом наш ветхий, мы хотим узнать пути решения, чтобы дом побыстрее расселили, а они быстрее построили свой храм. При этом мы озвучили, что, если начнут строительство раньше, чем расселят дом, это может привести к такой ситуации, что дом может рухнуть, а люди погибнуть. На этой же встрече митрополит Корнилий сказал, что храм на крови он строить не будет, и пообещал посодействовать, встретиться с губернатором и обсудить этот вопрос. После этого меня пригласили в епархию, там присутствовали восемь человек. И они мне предложили два пути решения. Первый — это маневренное жилье, второй — чтобы мы вместе с ними ходили по всем инстанциям. На что я ответила, что переписка может затянуться на 3–5 лет.
Перспективы показались Елене туманными, поэтому она решила сразу написать обращение в Генпрокуратуру и администрацию президента.
«Поднимите, пожалуйста, руки, кто из вас верующий»
На первый серьезный разговор с жильцами пришли настоятель будущего храма Андрей Чернушенко в сопровождении юриста, главреда «Духовного сеятеля», старосты Успенского храма, представительницы «Всемирного русского народного собора». К ним присоединилась и депутат городской думы Мария Харченко. Елена Тормосова пожаловалась: на встречу ее не пригласили, хотя ее соседей обзвонили. От них она и узнала про грядущее обсуждение и решила, что пропустить такое не может.
— Митрополит Корнилий, назначенный на Архангельскую кафедру, попросил с нашей стороны помочь. Понятно, что церковь отделена от государства, она не имеет административный ресурс. С нашей стороны мы можем просить и держать ситуацию в тонусе. И мы этого желаем, потому что заинтересованы, чтобы дом в ближайшее время был расселен. Я хочу, чтобы было понимание, что действовать мы можем только в рамках законодательства, — начал настоятель будущего храма. — Пока дом не будет расселен, строительство храма не будет начато.
Отца Андрея Чернушенко спросили: а почему именно здесь понадобилось строить храм?
— Именно на этом месте 100 лет назад было явление Божьей матери — в 1919 году, — ответил он. — Это зафиксировано. И для верующих людей важно, чтобы это место было отмечено храмом.
Елена Тормозова поинтересовалась: почему столько лет не встречались с жителями и не делали попыток расселить дом? Настоятель Андрей Чернушенко — в ответ:
— Ведь, Елена, вопрос, на самом деле не к нам должен быть, а к вам, дорогие жители. Вы столько лет живете в таком здании. Почему конкретных шагов не смогли добиться?
— Почему вы говорите, что процесс не запущен? У нас суды были, — возражают ему.
Депутат Мария Харченко советует жильцам встать в очередь на получение жилья.
— Или по-христиански отказаться от жилья, — замечает кто-то в толпе. Елена тут же добавляет, что ей намекали на такой вариант.
— Мы не против строительства храма. Но с условием достойного жилья. Мы все съедем, и все будет замечательно, — продолжают жильцы.
— Я вам скажу: вот эта связка, которую вы делаете, она нам не совсем понятна. Мы заинтересованы, чтобы вас расселили. Но вы ставите в такую зависимость: если нам не помогут, то мы тогда не за, — замечает настоятель.
— Можно вопрос? Поднимите, пожалуйста, руки, кто из вас верующий человек, крещеный? — спрашивает представительница «Всемирного русского народного собора». Руки поднимают не меньше половины присутствующих.
«А вы почему Бога-то боитесь, он вам поможет, если тут храм будет. Он наоборот вам поможет, поэтому давайте решать вместе»
И Елена, уверяют представители епархии, зря боится насчет часовни — фундамента под нее не надо.
— Речь сейчас не идет об установке часовни. Там фундамент можно сделать заливной — и вообще никаких вибраций не будет, — успокаивают её.
— Мы уже подавали в мэрию, в суд на компенсацию съема жилья, нам приходится снимать. Они после этого предложили жилье на улице Великой Победы на Сульфате — коммуналка с алкашами. А скажите, пожалуйста, почему так — вроде и прописка в центре, и жилье в центре, а отсылают на Сульфат, как так? — задается почти риторическим вопросом молодой человек.
— Потому что, наверное, только там есть маневренное жилье, — предположила депутат Мария Харченко.
— Расселение так и закончится на Сульфате?
— Есть социальное жилье, которое строится сегодня. Это Московский, Ленинградский. Мне сейчас сложно сказать, где будет построен следующий дом. Но вряд ли это будет в центре, — резюмирует Харченко.
Сошлись на том, что «площадкой для диалога» церкви и мирян, чей дом разваливается, выбрали приемную депутата.