Девелопер стал собственником старинного архитектурного комплекса зданий пивоваренного завода Альберта Суркова в 2014 году. Несколько лет «Аквилон» проводил различные экспертизы, получал необходимые разрешения. И только весной этого года смог приступить к реставрации здания. Застройщик не раз заявлял, что на территории архитектурного ансамбля появится креативное пространство. К его разработке даже привлекали экспертов Flacon-X — известного креативного кластера в Москве. Наконец, тайна, покрытая мраком, раскрыта. На прошлой неделе заместитель генерального директора Группы «Аквилон» Андрей Четвериков презентовал, что планируют создать в зданиях пивзавода.
— На базе бывшего пивоваренного завода мы хотим создать креативный кластер. Ничего подобного в Архангельске на сегодня нет. Мы делаем это первые. Для кого будет этот объект? Мы хотим, чтобы он был востребован у резидентов из сферы креативных индустрий — искусства, культуры, дизайна, медиа и коммуникаций. Мы планируем соединить разрозненный по городу потенциал в одном месте, чтобы можно было работать эффективнее. Мы надеемся, что наш проект станет единой точкой роста для города.
Основная идея объекта — создать многофункциональное пространство, где будет представлено несколько сфер: образовательная, жилая, производство и досуг. По задумке территория площадки должна «жить» и работать 24 на 7.
Территория завода будет асфальтированной. Кроме этого, на ней планируют сделать первую в Архангельске платную парковку. В случае необходимости машины можно будет убрать и проводить на площадке мероприятия, фестивали.
- Главный корпус: ресторан, офисы и много света
- Солодовенный цех: ресторан, шоурум и бутик-отель
- Безалкогольный цех: апартаменты
- Складские корпуса превратятся в мастерские
- Как объект оценила общественность?
- Василий Ларионов: «Категорически приветствую появление любого творческого кластера»
- Екатерина Манжула: «Надо пробовать и не бояться. Не получится — трансформироваться»
- Михаил Алексеевский: «Редевелопмент — это непростой путь»
- История объекта
Главный корпус: ресторан, офисы и много света
Первый, второй и третий этаж главного корпуса займут офисные помещения с небольшой нарезкой по 30–50 квадратных метров. Такие площади считаются наиболее востребованными и рентабельными. В центре довольно широкого здания будет большой стеклянный атриум, который позволит давать помещениям больше дневного света. Центральный лофт планируют оформить в виде зимнего сада и оборудовать в нем переговорные.
На цокольном этаже, учитывая нотку ностальгии, «Аквилон» хочет сделать пивоваренный ресторан. Его площадь займет примерно 800 квадратных метров. Желающие работать в таком формате уже есть.
Солодовенный цех: ресторан, шоурум и бутик-отель
Цех представляет собой двухэтажное здание с цоколем и запоминающейся башней, которая смотрит на набережную. По планам мощная кухня ресторана, который находится в соседнем корпусе, сможет работать и на это здание, поэтому здесь планируют сделать второй ресторан.
Цокольный этаж займет торговый шоурум.
Первый этаж превратится в офисное пространство с общественной территорией.
Второй этаж трансформируется в бутик-отель. Он задуман специально, чтобы после шести-восьми вечера жизнь на территории не останавливалась. Похожий пример «Аквилон» реализовал в бизнес-центре «Дельта», где открыли международный отель Novotel, запустили офисные помещения, конференц-залы, кафе и ресторан.
Безалкогольный цех: апартаменты
Безалкогольный цех «Аквилон» полностью отдает под жилую функцию. На территории помещения, площадь которого около 1200 метров, девелопер хочет создать апартаменты с мансардой.
— Проект для нас довольно дорогой. Общая стоимость — около 700 миллионов. Деньги нам нужно будет как-то возвращать. Учитывая, что мы идем практически некоммерческим путем и креативный кластер в целом — низкомаржинальный. Часть объектов мы будем полностью продавать лотами. Этот процесс мы начнем уже в июле, — сказал заместитель генерального директора Группы «Аквилон» Андрей Четвериков.
Складские корпуса превратятся в мастерские
Сейчас складские корпуса представляют собой четыре ветхих деревянных здания по периметру завода. Они практически утрачены и не представляют исторической ценности. «Аквилон» планирует воссоздать их в формате мастерских. Площадь помещений будет примерно 70–150 метров. В них можно будет реализовать практически любую идею. Фишка помещений в том, что у них очень высокие потолки, поэтому при проектировании строители будут закладывать возможность надстройки второго этажа. Это удобный формат, который позволяет использовать первый этаж как выставку, шоурум, а второй сделать мастерской.
— Те, кто будут арендовать или покупать эти лоты, приобретают нечто большее, чем просто обычное здание, так как у них всегда есть возможность использовать второй этаж. Именно к этим объектам мы сейчас наблюдаем повышенный интерес, — считает Андрей Четвериков.
Как объект оценила общественность?
Преобразование архитектурного ансамбля пивзавода А. Суркова в креативное пространство презентовали на фестивале креативных индустрий. Андрей Четвериков ответил на множество вопросов, а после участники поделились своим мнением о проекте.
Он также рассказал, что в перспективе девелопер планирует открыть вход на территорию пивоваренного завода со стороны набережной, чтобы пешеходный променад давал дополнительный трафик на объект. Также в кластер хотят вовлечь библиотеку. «Аквилон» даже готов вложиться в модернизацию Добролюбовки, организовать там коворкинги, чтобы в последующем можно было вместе проводить различные образовательные мероприятия.
Василий Ларионов: «Категорически приветствую появление любого творческого кластера»
— Мы организуем фестиваль креативных индустрий, понимаем творческие сообщества, видим, что в городе есть люди, идеи и контент, но нет инфраструктуры. Есть, конечно, объекты, которые себя позиционируют себя как творческий кластер и работают над этим — например, Дом молодежи, «Объект 32» на месте бывшей типографии «Правда Севера», но полноценного творческого квартала по примеру «Октавы» в Туле или «Флакона» в Москве нет. Я категорически приветствую появление любого творческого кластера в Архангельске, потому что понимаю — это то место, где могут поселиться и жить творческие индустрии, где они могут стать резидентами, проводить мероприятия. Чем больше, тем лучше. Городу такого объекта точно не хватает. Конечно, если бы такой объект был у нас уже сегодня, фестиваль креативных индустрий логично было бы проводить там.
Екатерина Манжула: «Надо пробовать и не бояться. Не получится — трансформироваться»
— Мне сложно давать проекту свою оценку, поскольку я не настолько хорошо знаю специфику города и самого пространства. Прежде всего, авторам важно ответить на вопросы: какие потребности жителей закрывает этот объект, что он значит для людей, как они к нему относятся и что хотят там видеть. При этом, если смотреть на саму идею без контекста среды, она достаточно целостная. Все мы понимаем: альтруистических объектов не существует. С какими благими целями не создавался бы любой объект, есть экономика, и девелоперам надо как-то возвращать деньги: содержать и развивать инфраструктуру, делать благоустройство, чинить канализацию, крышу и так далее. Это в любом случае будет не высокомаржинальный проект, но я вижу, что авторы учли по максимуму все аспекты и предусмотрели возможность зарабатывать.
Второй момент: при разработке концепции «Флакон» предусмотрел различные варианты для трансформации объекта. Сегодня это наиболее приемлемый вариант для любых зданий. Жизнь течет и меняется: теперь город — это не статичный элемент, а живая среда, экосистема, которая постоянно развивается вместе с потребностями людей. Пространство должно жить и трансформироваться. Не пошел ресторан — сделали музей, не сработал музей — сделали что-то другое.
Кстати, не вижу никакой проблемы в пивоваренной составляющей. Это очень модная тема и, возможно, она станет новой точкой роста для города, позволит организовывать соответствующие туристические мероприятия и фестивали. Важно, как это будет организовано. Я за то, чтобы не бояться. Надо пробовать. Не получится — надо трансформироваться, главное, чтобы по итогу всё не превратилось в очередной торговый центр.
Михаил Алексеевский: «Редевелопмент — это непростой путь»
— Если раньше редевелопмент был преимущественно в крупных городах, то с каждым годом подобных примеров по стране всё больше. К слову, наш центр «Стрелка» находится в бывшем здании кондитерского завода «Красный Октябрь», практически рядом с Кремлем. Поэтому мы очень хорошо знаем, как живут бывшие промышленные объекты. Сразу могу сказать, что редевелопмент — это непростой путь и это очень дорого, если всё делать основательно.
Общее направление мысли проекта реконструкции пивзавода отвечает современным трендам переосмысления дореволюционной промышленной архитектуры. Пока, насколько я понимаю, проект только-только начинается. Объем работ предстоит колоссальный, видно, что закладывается большой объем финансирования. Радует, что дело сдвинулось с мертвой точки, здание не просто стоит и разваливается. Очень хочется посмотреть, что получится в итоге, потому что само по себе здание невероятно интересное.
История объекта
Пивоваренный завод архангельского купца 1-й гильдии, промышленника, общественного деятеля Альберта Юльевича Суркова был построен в центре Архангельска с 1883 по 1913 год на ул. Финляндской (теперь ул. Попова) — набережной Северной Двины. Часть зданий была возведена уже в советское время. Как объект культурного наследия три корпуса завода были поставлены на государственную охрану в 1987 году. Производство было закрыто в начале 1990-х. Более двадцати лет помещения не использовались, не проводилось их надлежащее содержание и обслуживание. В результате здания были признаны аварийными.