Ледоход придет в Архангельск уже совсем скоро. В прошлом году он был не таким интенсивным, как, например, в 2022-м — по Северной Двине тогда простирались величественные глыбы. Каким же будет прохождение льда на этот раз, а также что может повлиять на его размеры и площадь? Узнали об этом в нашем Гидрометцентре.
Как пояснила 29.RU начальник отдела речных и морских гидрологических прогнозов Северного УГМС Наталья Белихина, ледоход, который наблюдался в 2022 году, встречается нечасто:
— Это, наверное, даже больше исключение. Красивые ледоходы в Архангельске очень редко наблюдаются, потому что из-за ледокольных работ спуск льда производится порционно и проходит на не очень высоких скоростях. Бывали годы, когда он проходил вообще незамеченным.
Однако вероятность интенсивного ледохода, по информации гидрологов, всё же есть. Всё будет зависеть от того, образуется ли затор в районе деревни Черный Яр.
— В этом году пока непонятно, как будет происходить ситуация. Мятого льда, который заторный, небольшая протяженность, она еще и сокращается. Красочного ледохода не обещаем, но теоретически он может быть как раз при формировании затора в Черном Яру. Если сформируется затор, то при его прорыве до города Архангельска естественно дойдет именно вся голова густого ледохода, и он будет проходить на высоких скоростях — при прорыве скорость течения выше, и вот эта масса вся дружненько идет и поступает на акваторию порта. Если затора нет, то ледоход идет безостановочно, несколько растягивается, и прохождение будет менее интенсивным.
Наталья Белихина добавила, что вероятность образования затора в районе Черного Яра существует из-за плохой подготовки реки к вскрытию и слабой реакции на работу ледоколов.
— В Черном Яру был осенний зажор (скопление внутриводного льда в русле реки в начале ледостава — Прим. ред.), который было рекомендовано проработать ледоколам. Ледоколы отработали — лед тяжелый, реакция на работы затруднена. А когда реакция на ледокольные работы хорошая, формирование затора маловероятно.
Что касается длительности ледохода в Архангельске, то, по прогнозам, он будет недолгим.
— Протяженность в этом году ледохода у нас небольшая — порядка 18−20 километров всего лишь. Иногда длинна ледохода достигает 60−80 километров. Прохождение ледохода сейчас по каждому посту фиксируется в течение где-то двух часов. Дальше интенсивность ледохода значительно снижается, наблюдается уже или редкий ледоход, или отдельные льдины проплывают, — добавила Наталья Белихина.
В Гидрометцентре также отмечают, что ледоход слабой интенсивности более благоприятен для акватории порта в Архангельске.
— Пропускная способность рукавов в последние годы оставляет желать лучшего. Основным принимающим рукавом является проток Маймакса, а она очень узкая и не в силах принять весь ледоход, который идет с Северной Двины. Поэтому такой порционный подход, который как раз происходил в прошлом году, — это наиболее благоприятная ситуация для города, чем когда голова ледохода подходит на всех парах, — объясняет Наталья Белихина. — Подход головы основного ледохода — это очень опасное явление для судоходства, для судов, которые не успели по каким-то причинам уйти. Это может нанести либо вред имуществу, либо вообще привести к какой-то катастрофе. Поэтому наша задача предупредить своевременно о подходе ледохода, чтобы не возникло никаких страшных ситуаций.
В 2023 году ледоход пришел в Архангельск 30 апреля, в 2022 году — 28 апреля, в 2021 году — 19/20 апреля, в 2020 году и 2019 году — 29 апреля.
Ранее жители Архангельска заметили, что в районе центра города по Северной Двине течение несет льдины. Они появились из-за работы буксиров. Пока что ледоход идет по Поморью, но южнее. В нескольких районах наблюдаются подтопления. До опасных значений вода поднялась в Холмогорском округе.