Этим текстом мы запускаем серию публикаций «Не как все» о людях с необычной внешностью, имиджем, увлечениями и жизненной позицией. Первый герой цикла — Валерий Кирчигин, неугомонный борец за стиль еще с лихих 90-х. Тогда с его подачи в Архангельске открылся один из первых косметических салонов и прошёл Первый всероссийский фестиваль моды и косметики. Ещё наш собеседник готовил манекенщиц, которые покоряли столичные подиумы, а потом всерьез увлекся балетом. Сейчас позиционирует себя как психоаналитика моды, запоминается на улицах своими эпатажными образами — нетипичными для северных мужчин.
Мог строить дороги, но ушёл в моду
«Я в форме и готов к новым модным свершениям» — не перестает напоминать наш собеседник, который не только выглядит не как все, но и может поделиться интересными историями из своей жизни.
В этом году Валерий Кирчигин празднует сразу два юбилея — своё 60-летие и 30 лет в моде, столько же лет студии, где он встретил нас вместе с модельером-конструктором и художником по костюмам Ольгой Каримовой. Здесь она конструирует и шьет одежду, а Валерий придумывает, как эти изделия правильно подать. Тут же Валерий ставит хореографические композиции и учит дефилировать. Сейчас они совместно трудятся над коллекцией, которую осенью покажут в формате модного балета OVEN под музыку Антонио Вивальди, Led Zeppelin и Pink Floyd.
В мир моды Валерий Кирчигин окунулся не сразу. В 24 года по настоянию отца отучился на инженера и отправился строить дороги в Карелии, а затем в Тульской области. Тяга к творчеству в нем от мамы — солистки казачьего хора. Именно от нее Валерий узнал о классической литературе, полюбил живопись и скульптуру, и поступил в итоге в Ленинградский институт культуры на режиссера-постановщика социально-культурных мероприятий.
Мода, порт и «зайцевский» стиль
Первые шаги в модной индустрии Валерий Кирчигин сделал в родном Архангельске: открыл косметический салон, а после провёл Фестиваль моды и косметики. И помог в организации мероприятия… архангельский морской порт. Казалось бы, как он связан с модой?
— Я убедил руководство, с которым познакомился абсолютно случайно, что такое мероприятие обязательно нужно провести, ведь Архангельск всё-таки первый порт России, — вспоминает Кирчигин.
Так появились средства на фестиваль, который был заявлен как всероссийский. Каких звезд моды федерального уровня пригласить? Выбор пал на мэтра модной индустрии — модельера Вячеслава Зайцева, с которым впоследствии Кирчигин не раз общался и сегодня вспоминает его добрым словом:
— Я сам придерживался «зайцевского» стиля: строгая жилетка, костюм. Так и приехал к нему. Времени на долгие разговоры у Вячеслава Михайловича не было.
Вы — первое лицо, без вас никак, сказал ему. А он мне: «Голубчик, я бы приехал в Архангельск, но должен быть у Кристиана Диора»
И дал рекомендации в Рижский дом моды. Он был удивлен, что организатор такой молодой — мне всего лишь 30 лет было.
Как объяснил наш собеседник, Рига, по мнению Зайцева, тогда задавала тенденции моды. Эксперты Рижского дома моды в итоге и прилетели на фестиваль в Архангельск с новой коллекцией одежды.
«Он — не икона, но ориентир»
Общение с мэтром не прервалось, и наш земляк, как сам говорит, многому научился у мастера:
— Он меня приглашал в свой Театр моды — самый главный из всех. Я видел, как он работает с манекенщицами, как он ставится корпус, как учит двигаться по подиуму — обязательно с разогнутыми коленками. Это самый главный его принцип. Сейчас все ходят на полусогнутых. Благодаря этому я подготовил своих воспитанниц, а лучших показывал ему. Феномен популярности Вячеслава Зайцева в том, как естественно он умеет подчеркнуть женское начало. Для меня он — не икона, но профессиональный ориентир, человек, который помогает увидеть то, что будет модно в будущем.
С Дома моды Вячеслава Зайцева началась особая любовь Валерия Кирчигина к хореографии и постановкам — на подиуме он показал модельеру несколько па. Тот отнесся с недоверием: «Посмотри, какие у меня высокие ребята ходят, — и, кстати, имел в виду будущих солистов "Иванушек International", которые тогда подрабатывали в показах, — а ты всего лишь 170 сантиметров ростом». На что Кирчигин ответил: «Я ведь другим беру — посмотрите, какие у меня движения».
Он стал изучать классический балет в стиле модерн и американский балет, нашел собственный подход к постановкам. Всё это вылилось в профессиональную работу — с литовским балетом, с труппами из Москвы. А потом понеслось: постановки, съемки в кино, организация и участие в жюри конкурсов красоты, работа с профессиональными моделями. В итоге судьба привела снова в родной город, и всю энергию сейчас он направляет на создание новых проектов в Архангельске.
«Я вижу нехватку тормозов»
Если встретите Валерия Кирчигина и его спутницу Ольгу на улице, будет сложно не обернуться: оба всегда одеты классически и вместе с тем ярко. Стараются гармонировать друг с другом в цветах и формах. Валерий Кирчигин носит усы, бороду, и верен этому имиджу еще с 80-х. Тогда это модным не было, и ему даже пришлось однажды покинуть кабинет Зайцева, который не смог примириться с некой неряшливостью в образе ученика. Бороду архангелогородец не сбрил.
— Зайцев спрашивал у меня: «Как ты можешь себе такое позволить?» А я отвечал, что так себя чувствую, и борода будет при мне. Моей бороде уже 30 лет, — улыбается Валерий Кирчигин и вспоминает, что потом, спустя 20 лет, Зайцев всё-таки признал, что ученику идет борода.
Как создавать модные образы, быть не как все, но при этом не перейти грань? Валерий и Ольга ответили на этот вопрос словами Рембрандта: «Каждое лицо — модель». То есть в твоем стиле, манере одеваться обязательно должна проявляться личность — уникальная, многогранная.
— Сегодня модно быть персоной, но это будет актуально всегда. Но при этом я лично вижу у многих нехватку тормозов. Нужно понимать, что выделяться — это хорошо, но выпячиваться — это уже неприемлемо, — заявляет Валерий.
Многие скажут, что на создание стильных образов потребуются внушительные вложения, но собеседник 29.RU говорит, что гнаться за дорогими брендами не следует. Достаточно соблюдать основные правила и не перебарщивать. По словам Валерия и Ольги, образ всегда требует дополнений, создания интересных акцентов и деталей, но базисные формы неизменны, и они классические: линии и сочетания цветов призваны подчеркивать женское и мужское начала.
Если говорить отдельно о цветовой гамме в одежде, то она должна содержать не более трех цветов. При этом необходимо соблюдать баланс светлого и темного.
Сегодня людям лень быть стильными
На вешалке в гардеробе Кирчигина блестящий жакет соседствует с черной сорочкой от Карла Лагерфельда, еще один жакет — он от Вячеслава Зайцева — расположился рядом со светлой рубашкой. Под вешалкой — обувь. Взгляд падает на закрытые серебристые туфли на массивном каблуке в семь сантиметров. Они — мужские. Спрашиваем, есть ли какие-то границы в сочетании мужского и женского в моде.
— Определенные рамки есть.
Например, я не надену женского белья, хотя сейчас и время вседозволенности. Но каблуки могу
Это американские туфли, я в таких буду сниматься в музыкальном клипе. Но клип — это некая сказка. В моде нужно быть смелым, но не оторванным. Важно оставаться в рамках своего внутреннего переживания, — считает Валерий Кирчигин.
А как архангелогородцы выглядят в глазах психоаналитика моды? Про повседневные образы северян Валерий Кирчигин сказал так:
— Людям элементарно стало лень. Появилось даже такое выражение «Мне удобно». Стало нормальным — прийти на свадьбу или в театр в кроссовках и джинсах. Нет этикета, нет стремлений меняться. И главное — дело не в том, что все заняты решением проблем.
Моя мама рассказывала, как она молоком протирала свои белые туфли. Хотела быть звездочкой, и ей ничего не мешало. А ведь это были послевоенные годы
Такое отношение северян к своему внешнему виду Валерий Кирчигин связывает с неустроенностью городской среды. В городе, по его мнению, нет настоящих культурных очагов, куда бы люди могли прийти и дефилировать на публике. Совершать променад по архангельским улицам, на его взгляд, тоже мало кому хочется — везде разруха:
— Мы сегодня были разочарованы на дневной прогулке. Как жаль, что первый порт России находится в таком плачевном состоянии. Кроме части Поморской и Чумбаровки, нет в городе зон, где бы сосуществовали культура, мода, городская среда.
При этом 30–40 лет назад Архангельск процветал: здесь стояли пароходы, приезжали иностранцы, моряки привозили западные модные вещи
Это был город-порт. Даже в Соломбале все были модно одеты, что уж говорить про центр, где работал ресторан «Юбилейный», — его посетители знали всё о последних модных тенденциях.
Ольга вспоминает о своем дедушке — моряке дальнего плавания, который привозил бабушке наряды необычных фасонов из тканей высокого класса. И Валерий, и Ольга считают, что одежда — это, прежде всего, рассказ о себе.
— Жизнь не должна крутиться вокруг обывательщины, — говорит психоаналитик моды. — Чтобы в достойном виде выйти в супермаркет или за детьми в школу, не нужно больших средств — уверен, у многих дома целые вешалки одежды.
А про кого вы бы сказали — «Не как все»? Если у вас необычные увлечения, свой взгляд на красоту или жизненная позиция, которую частенько приходится объяснять, — пишите нам на почту 29@rugion.ru, мы собираем реальные истории про северян, которые запоминаются на улицах, которых обсуждают люди, которые создают что-то сами и не боятся думать вслух.