В Архангельске началась забастовка водителей «Яндекс.Такси». Причина недовольства — новые правила, по которым водитель не видит конечный адрес заказа. Водители уверены, что из-за этого им придется работать по 16 часов в день, чтобы зарабатывать как раньше. В итоге — недосып, усталость и аварийные ситуации на дорогах.
Из-за забастовки в городе уже выросла стоимость поездки в «Яндекс.Такси» — свободных машин стало гораздо меньше.
Смотреть архангельским таксистам конечный адрес заказа в приложении нельзя с 19 марта. Водитель узнает, куда едет, только когда приезжает к клиенту.
— Водители будут больше работать, по 14–16 часов в день, чтобы заработать те же деньги. Это скажется на безопасности пассажиров. Рано или поздно произойдет трагедия. Средний заработок однозначно упадет, а пробег вырастет. Мы не видим, куда поедем, — рассказал сотрудник «Яндекс.Такси» Андрей Козлов.
Утром в среду около 40 водителей «Яндекс.Такси» собрались на парковке на Шабалина, 20, корпус 1. Уже через полчаса после начала акции поездка в сервисе порядком подорожала. Например, добраться от ж/д вокзала до «Гранд Плазы» клиентам предлагали за 172 рубля. В обычный день в это время такой маршрут обошелся бы примерно до 110 рублей.
Цены выросли из-за отсутствия свободных водителей. Также бастующие стали «пускать фейки» — заказывать по наличной оплате заказы, по которым не собираются ехать, а затем отменять их. Делали вызовы и к месту, где проходила забастовка. Приехавшим водителям рассказывали о том, что происходит — многие присоединялись.
— Затраты увеличились примерно на 20 процентов за год. Из-за топлива, состояния наших дорог. Пробеги в такси в среднем 200–300 километров в день. Это семь тысяч в месяц. То есть раз в два месяца надо проходить техобслуживание. Первое ТО на Solaris стоит 10 тысяч рублей. Второе уже 15 тысяч. Посчитайте, сколько за год выходит, плюс топливо, плюс расходники, плюс мойка, — рассказал водитель Вячеслав Куликовский.
Бастовать сотрудники планируют как минимум до пятницы. По их словам, в этот день из Санкт-Петербурга приедут представители компании на ежемесячную проверку. Если их не услышат, то забастовка продолжится дальше. В конечном итоге водители готовы уйти в другие службы такси, если «Яндекс» не пойдет на уступки. Хотя бастующие отмечают и недостатки, которые есть в других службах.
— Сейчас мы в «Яндексе» работаем, у кого-то один телефон стоит, у кого-то планшет, и всё. В местных службах приходится работать и ставить не одну рацию, не один телефон, чтобы принимать какое-то количество заказов. И тарифы не поднимались долгое время. В 2012 году я купил машину, был тариф 90 рублей. Что поменялось за семь лет? На десять рублей поднялось. Жизнь дорожает с каждым днем, мы зарабатывать больше не стали, а обслуживание растет, — рассказал Андрей Козлов.
Есть недостатки и у сервиса «Яндекса» для водителей. Например, промокод.
— Много стало заказов с промокодом. Пассажир едет, и неважно, как ты его провез, он ставит отрицательную оценку, и «Яндекс» присылает ему промокод. А с меня списывают деньги за поездку. Молодежь это поняла, и через один-другой заказ пишут, что плохо провез меня водитель. У меня падает рейтинг, мне приходит меньше заказов, а человек в ладошки хлопает и едет за спасибки, — рассказал водитель Антон Сыроватский.
Всего бастовать на Шабалина приехало порядка 40 водителей. В пресс-службе «Яндекс.Такси» пояснили, что всего в Архангельске работает несколько сотен человек.
— Теперь водители видят место назначения, только когда приезжают за клиентом. Это сделано для того, чтобы любой пользователь сервиса в Архангельске мог быть уверен, что машина будет подана независимо от того, куда он направляется. Сервис аналогичным образом работает во многих городах России и мира. В какой бы точке ни закончилась поездка, наши алгоритмы максимально быстро предлагают водителю следующий заказ. Также для удобства водителей у нас в приложении предусмотрены кнопки «по делам» и «домой» — если водителю нужно домой или куда-то еще, система автоматически подбирает ему заказы по пути, для эффективного использования времени, — пояснили 29.RU в «Яндексе».
Ярослав Вареник