Женщина за штурвалом самолёта — большая редкость для архангельской авиации. Во 2-м объединённом авиаотряде сейчас она одна такая — лётчик Валерия Минина. Своей мечтой о небе девушка шокировала родителей, затем доказала преподавателям лётного училища, что в кабине пилота ей самое место. И переехала из Саратовской области на север, чтобы понять, как работает в суровых условиях малая авиация.
Небо вместо борща
На штурвале у Валерии прикреплён маленький листок бумаги с подсказками.
— Это для повторной проверки. Забыть ничего нельзя. А проверить себя не будет лишним, — поясняет она.
Девушка работает во 2-м авиаотряде полгода. Как рассказывают её коллеги, несколько лет назад здесь уже работала девушка-пилот. А в советские годы их даже было двое — одна была в мужской компании «своей», другая — более женственной. Валерия признаётся, что в жизни она домашняя и милая девушка. Единственная в мужском коллективе эскадрильи. Это её первое место работы после Краснокутского лётного училища в Саратове.
— Приняли коллеги хорошо, я даже не ожидала. Ко мне очень хорошо относятся, я очень рада, что мне попались такие командиры. Нет никаких подколов в плане, что женщины должны сидеть дома, варить борщи. У каждого своя работа. И в авиации точно такого нет, чтобы кто-то различал женский пол и мужской. Я второй пилот, и у меня такие же обязанности, как и у мужчин, — говорит Валерия.
Сочетание «небо, самолёт, девушка» в России сводится, как правило, к профессии бортпроводника. Валерию Минину изначально это вариант не устраивал.
— Нет! Никогда. Даже не рассматривала себя ни в какой другой профессии. Только пилот. Даже документы на поступление больше никуда не подавала, только в лётное. Была цель, и я ее добилась, — вспоминает она. — Я из города Пугачёв Саратовской области. У меня отец — военный лётчик. Он летал на вертолётах Ми-8 и Ми-24. Дедушка тоже военный летчик, летал на истребителях. Я чисто случайно узнала, что у него были рейсы в Васьково — в какие годы, точно сказать не могу. Он никогда не жил в Архангельске, просто летал сюда. Потом перешёл работать на вертолёты. Дядя у меня тоже из военной авиации. Поэтому вся династия у меня такая. Но решила пойти в авиацию я сама лично. Все были в шоке.
Тема про «варить борщи» возникла в лётном училище. Поступила Валерия туда без проблем: физподготовка у неё хорошая, здоровье крепкое. Единственный минус, который уже во время учёбы мешал адекватно воспринимать её как курсанта, — её пол. Пришлось доказывать, что она и её однокурсницы достойны быть пилотами наравне с мужчинами.
— К девушкам, когда я поступала и училась, относились не очень хорошо. Нас упрекали в том, что это не наше дело. Но мы держались стойко, всё прошли, изменили отношение к девушкам в лучшую сторону. Следующим курсам было намного проще, относились к ним лучше. Нам сперва обидно было. А потом, наоборот, гордились, что изменили отношение к женскому полу в училище, — рассказывает Валерия. — Зато одногруппники относились с уважением и пониманием, никогда не давали в обиду. На нашем курсе было всего три девчонки. В своей группе я была одна среди 34 парней. Сейчас на курсах уже по 15–20 девушек. С каждым годом в авиации их все больше и больше. Ещё два года назад был для всех шок — женщина за штурвалом. За границей это нормально. У них есть целые женские авиаотряды. В России пока это только входит в норму.
Зато в бытовом плане в училище проще было девушкам, говорит Валерия. Их разместили в общежитии в комнатах по два человека, с кухней на восемь комнат, с душевыми. А молодые люди жили в казармах — как в армии.
«Север меня ждал»
Окончив лётное училище с красным дипломом, Валерия оказалась перед выбором: малая или большая авиация. Многие её одногруппники уехали из Саратова в Москву. Своё резюме девушка отправила в столичную авиакомпанию и 2-й Архангельский объединённый авиаотряд. Первыми пригласили на работу северяне.
— В большую авиацию меня тоже позвали, правда, позднее. Но я не стала менять своё решение. И так как давно хотела полетать на севере, приехала сюда. И рада этому, — признаётся Валерия. — У вас тут холодно. Но я холод люблю. Мои родители знают, что я серьёзная, и отпустили меня без волнений. Но мы скучаем — всё-таки находимся далеко друг от друга.
Здесь Валерия летает на одной из модификаций двухмоторного самолёта Л-410. Он вмещает до 19 пассажиров. Два таких воздушных судна авиаотряд получил весной этого года.
— В училище меня готовили в том числе и на Л-410. Он мне, честно признаться, не пришелся по душе. После первого самолёта, на котором я училась, непривычно было летать на «птичке» побольше, — говорит Валерия. — В училище обучают нас на легкомоторных самолётах Cessna и Diamond. У них всего один двигатель, два пассажирских места. На моей первой и любимой «птичке» — Diamond-40 NG — был джойстик, а на Л-410 — штурвал. Думала тогда, что никогда не буду на нём больше летать после выпуска. Но всё случилось именно так, как и должно было случиться. Север меня ждал, а там ждали меня и «элочки». Сейчас я очень люблю этот самолёт, больше понимаю его.
Валерия Минина вторым пилотом летает в Лешуконское, Мезень, Койнас, на Соловецкие острова, летом — в Петрозаводск. И на север она ехала за опытом — научиться «чувствовать» самолёт и справляться с суровыми погодными условиями.
— Здесь настоящие морозы. И поэтому можно полетать «на руках». Это значит — без автопилота. Когда ты сам управляешь самолетом, ты ощущаешь, где какой крен, где какой тангаж. Конечно, когда мы в горизонтальном полёте, мы включаем автопилот. В малой авиации чаще летаешь на руках, больше с бумагами возишься, используешь старую навигационную линейку — её называют «энэлочка». В большой авиации это отходит на второй план, и многие этого не знают.
В экипаже всего два человека — командир и второй пилот. Никаких бортпроводников, их обязанности выполняет Валерия. Участвует в погрузке, встречает и провожает пассажиров. Первый рабочий рейс, видимо, был настолько волнительным, что сейчас Валерия не припомнит, куда летали в тот раз:
— Помню, что было не совсем комфортно перед пассажирами. Все ведь смотрят на тебя с большим любопытством. Это сейчас я привыкла ко всему и не обращаю внимания на такие мелочи, но тогда чётко помню то неловкое состояние. Но всё прошло нормально. Первый это рабочий день или тысячный, полёт обязан пройти в штатном режиме. Вообще, когда я впервые села за штурвал, я была очень рада. Небо меня покорило.
«Думала, в Архангельске одни инновации»
Природа и люди — как и многих, именно это приятно удивило Валерию в Архангельской области. Лесами и реками она любуется во время полётов.
— Очень красиво. Я всем рассказываю, как здесь хорошо, воздух здесь совершенно другой. Когда приехала в мае в Архангельскую область, уже тогда я почувствовала комфорт, хоть деревья тогда еще только-только распускались. Архангельск сам по себе показался немного старинным городом. Но были совершенно другие представления почему-то. Думала, тут одни инновации, город будущего, современный мир. А оказалось всё совсем иначе: город простой, старенький, даже по сравнению с моим городом Пугачёвом, небольшой совсем, уютный. А люди здесь живут самые добрые и искренние в России. Ну или по сравнению с жителями тех городов, в которых я была. Я очень была удивлена этому, и всегда рассказываю своим родным и знакомым, какой здесь народ. Ставлю северных людей в пример Саратову и всей Саратовской области! Там люди не такие, — считает Валерия.
Её родители были в Архангельске единожды — когда привезли дочь сюда в «новую» жизнь. И теперь девушка мечтает отвезти свою семью на Соловки. Сесть за штурвал и показать им всю красоту островов в Белом море.
— Соловки — это самое чистое и священное место. Там очень спокойно, легко и душевно... Да и вообще, я была под большим впечатлением от всего. Даже от щебёночной дороги, будто впервые ее увидела, — говорит Валерия.
Примерно такое же впечатление девушка-пилот производит на пассажиров. Улыбаются ей часто. Особенно рады те, кто часто летает. Летом, когда были рейсы в Петрозаводск, одна женщина даже отправила благодарность руководству авиаотряда за хорошую работу экипажа.