Дороги и транспорт Звезды северных портов истории «Балхаш» ходил ещё на паровой машине. Судно-ветеран в 76 лет до сих пор перевозит пассажиров

«Балхаш» ходил ещё на паровой машине. Судно-ветеран в 76 лет до сих пор перевозит пассажиров

Видео об одном из старейших судов Архангельска, которое работает с 1944 года

«Балхаш» идет на Кегостров

Жители Архангельска — особенно те, кто хоть раз ездил на Кегостров — знают про теплоход «Балхаш». Как только заканчивается ледоход, наступает его черед «бегать» по Двине до острова. Ездят не только местные жители, которые работают и учатся в центре города, но и отдыхающие — особенно их много в жару. Этому крепышу уже 76 лет, он в хорошей форме: его модернизируют, проводят косметические ремонты. Однажды приезжие спортсмены даже назвали его самым брутальным среди речных теплоходов в Архангельске.

Кристина Полевая

Раритет с молодой «начинкой»


Долгожитель речного флота появился на свет на Исакогорской ремонтно-эксплуатационной базе во время войны — в 1944 году. До модернизации теплоход выглядел иначе. Он был пароходом — с настоящей паровой машиной, которую позднее заменили дизельным двигателем.

Так судно выглядело до модернизации — примерно в 1950-х годах

По словам капитана Сергея Лобанова, раньше капитанская рубка была деревянная. Сейчас она металлическая и более вместительная. Понятно, что и техническая «начинка» тоже современная — иначе Речной регистр не позволил бы выходить в рейсы.

Сергей Лобанов работает на теплоходе с 2000 года

— Почти 80 процентов теплохода и не осталось. Техника вся новая, кабели, электрическая часть — одна из важнейших частей судна. Радионавигационное оборудование современное. Конечно, косметический ремонт. Сидения, линолеум, пассажирский салон новый, — добавляет гендиректор компании «Пассажирский флот» Руслан Епишев.

Капитанская рубка была изначально меньше 

Интересная история получилась со штурвалом. «Родной» демонтировали во время ремонта «Балхаша» примерно в 1970-х годах. По словам капитана, как раз в тот момент рядом стоял «брат-близнец» — теплоход «Коммунар», построенный в 1940 году в Исакогорке. Вот экипажи и «махнулись» штурвалами. Кстати, капитан и сейчас использует тот самый подаренный штурвал, а не управляет теплоходом с помощью какого-нибудь джойстика.

Снасти для швартовки

В архиве Архангельского речного порта, которому сейчас принадлежит судно, сохранились газетные заметки о «Балхаше» — чаще всего они касались старта и завершения навигации. В такой публикации от 25 апреля 1984 года говорилось, что из-за закрытия аэропорта на Кегострове упал пассажиропоток. Но планы по объему перевозок тогда оставили в силе, хотя выполнить их было уже невозможно. В заметке упоминается и ветеран «пригородки» Вианор Иванович Хаймусов, который много лет был капитаном теплохода. Затем его сменил Виталий Шестаков — предшественник Сергея Лобанова. Его и цитируют в заметке:

— Наши суда незаменимы, — продолжает Шестаков, имея в виду и однотипный с «Балхашом» «Коммунар», который сегодня вышел на переправу в районе острова Краснофлотский. — Не сравнить их с «москвичами». У тех 150 лошадиных сил, у нас вдвое больше. И сидим глубже. Это значит, что винт работает в чистой воде, не задевает лед.

Слева — тот самый штурвал

«Балхаш» и его старший брат «Коммунар» действительно одними из первых открывали летнюю навигацию в Архангельске и вставали к причалу на зиму одними из последних. Ледовый класс теплохода — «Лед-10», судно может работать наравне с ледокольными буксирами. По воспоминаниям горожан, «Балхаш» ходил и на другие острова Архангельска, но потом за ним закрепили рейсы на Кегостров.

Панель приборов на «Балхаше»

Экипаж, который может довезти и спасти


Когда в экипаже нет текучки, это идет только на пользу судну. К примеру, механик теплохода работает еще дольше, чем капитан. Судно они знают «от киля до клотика», по выражению их руководства, то есть — снизу доверху. «Балхаш» за навигацию выполняет примерно пять тысяч рейсов и перевозит около 300 тысяч человек. И чем жарче лето, тем больше пассажиров едут на Кегостров, чтобы отдохнуть на даче или просто прогуляться. Конечно, основной поток — это жители острова, которые вынуждены добираться в центр Архангельска на работу, учебу да и просто в магазины, потому что на Кего их практически не осталось.

На «Балхаше» жители Кегострова ездят на работу и учебу в центр города

— Кегостров удален от города, жителей там порядка трех тысяч, по переписи населения. Основная часть учится и работает в городе. Поэтому пароход крайне необходим, — говорит гендиректор компании «Пассажирский флот» Руслан Епишев. — В Архангельске довольно давно существует такой маршрут, не меньше 20 лет. Раньше количество людей было еще больше, ходило два парохода — один из города, другой с Кегострова, навстречу друг другу бегали. Но потом многие люди переехали с островов.

Больше всего пассажиров в хорошую погоду, когда горожане едут отдохнуть на Кего

Тем не менее в Архангельске перевозить пассажиров по реке — дело убыточное, говорят в компании-судовладельце. Поэтому получают субсидии из областного бюджета. Да и количество судов в порту в разы уменьшилось по сравнению с советским прошлым. Прежним капитанам «Балхаша» приходилось искать лазейки и лавировать по акватории, чтобы не зацепить другие суда. Сейчас такого нет. Но зато иногда приходится вылавливать людей.

В день «Балхаш» делает больше 20 рейсов

— Бывает, люди речку переплывают. Подойдёшь, спросишь: «Куда плывешь?», вытащишь, довезешь, — рассказывает Сергей Лобанов.

Да и сам капитан лично вытаскивал человека из воды — правда, еще до работы на «Балхаше». Дело было весной, когда Северная Двина еще не освободилась ото льда. Работая матросом на ледовом буксире, Сергей Лобанов прыгнул за борт, чтобы спасти пассажира. А на «Балхаше» он уже позднее проходил практику, да так и остался работать — сначала мотористом, а потом и до капитана дорос. На судне он с 2000 года.

С борта можно полюбоваться на Архангельск

Раньше с помощью «Балхаша» на Кегостров попадали и экстренные службы. Сейчас сотрудники МЧС могут самостоятельно добраться до острова, но пожарные команды до сих пор пользуются услугами теплохода. Правда, когда шторм или туман на реке, выходить в рейс запрещает капитан порта. Бывает, что непогода застает экипаж уже в рейсе — болтанку на реке «Балхаш» проходил не единожды.

— Большое расстояние, волна бывает хорошая — со стороны Соломбалы нагоняет, — описывает специфику работы капитан. — Моряки стоят на рейде, надо тоже смотреть, как пройти.

Бывало, что везли в город женщин на сносях. Но ни разу на борту роды еще не принимали. Зато интересный случай был несколько лет назад с приезжими бодибилдерами. Они выбирали теплоход, на котором прокатились бы все вместе. «Москва» им не подошла, все симпатии отдали «Балхашу» — он показался спортсменам по-настоящему брутальным судном.

А вы ездили на Кегостров на «Балхаше»?

Да, все нравится
Да, но хочется судно поновее
Нет, никогда на нем не ездил
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления