Второй год архангельский ледовый городок вырастает в парке возле «Соломбалы-Арт». Композицию назвали «Арктическая сказка». На этой неделе появятся шесть скульптур. Это арктические ворота, ледяной трон, на который можно будет присесть и ощутить себя властелином севера. Рядом замрёт каюр, управляющий собачьей упряжкой. Почти готова маленькая горка в виде Белого Кита. Ну и Мамонт уже здесь.
На Мамонте уже катаются дети. Эта ледяная горка — самая большая и самая сложная скульптура из всей композиции. Над ней работали два человека в течение четырёх дней, рассказывает мастер Валерий.
— Здесь много блоков монтировали. Сложнее я лично ничего не делал изо льда, — говорит он. — Раньше занимался снежной скульптурой. Со снегом работать легче. Он обычно на тех же фестивалях уже в кубы спрессован, сразу можно вырезать. А лёд надо устанавливать, «набирать массу».
Сейчас Валерий колдует над Белым Китом — это горка поменьше. С одной стороны рельеф уже готов. С другой пока выравнивает поверхность, чтобы потом стамеской вырезать рисунок. Руководит процессом Александр Боярсков. Он возглавляет мастерскую ледовых скульпторов.
— В парке работают восемь человек. И это не только скульпторы, — замечает он. В любом коллективе есть ещё и тягуны. Они поднимают блоки, на их плечах это всё создаётся. Только потом подходит скульптор и режет. Тягуны, как правило, не участвуют в конкурсах, где не надо возводить фигуры из большого объёма льда.
По его словам, вырезать фигуры максимально близко к эскизу — это самое сложное. Вот горка в виде мамонта получилась такой, какой её видел художник.
— Надо было рассчитать так, чтобы соединялись блоки в том месте, где можно вырезать изображение. Специально не стали срезать наледь, чтобы проявился рисунок. А в лабиринте, например, много думали над вершиной, — Боярсков показывает эскиз.
Стены лабиринта венчает нечто, похожее на ледяные торосы. Воплотить в жизнь непросто — лёд надо изрезать пилой, затем всю угловатость «причесать», чтобы было приятно глазу.
— Художник и скульптор — две разные вещи. Мы сидели и думали, как рисунки превращать в скульптуры. Эскизы не очень продуманы с технической точки зрения, — считает Боярсков.
Ещё одна задача — сделать стены лабиринта настолько прозрачными, насколько это возможно. Чтобы хорошо было видно, что происходит внутри. По подсчётам мастеров, на лабиринт уйдёт примерно 120 блоков льда. А на весь городок — почти 400 штук. Весят эти громадные «кирпичи» 40 тонн. В Соломбалу их доставили с пруда возле онкологического диспансера. Лёд там подходит по качеству, и везти недалеко.
— Блоки надо скрепить максимально ровно, чтобы щелей не было. Это трудоёмкая работа. Хорошо, что в этом году морозная погода, и качество льда радует, — рассуждает руководитель мастерской. — В теории чем меньше воздушных пузырей, тем лучше. Кое-где они есть. Но лёд хороший.
К 29 декабря должны появиться все шесть ледовых скульптур, задуманные художником. Мастера сейчас решают, как обойтись с фигурой погонщика собак.
— На эскизе каюр держится за поручень нарты. Но этот поручень продержится 15 минут, дети его обязательно сломают, — объясняет Александр Боярсков.
Сколько простоит «Арктическая сказка», мастера точно сказать не могут. Зависит от погоды. По мнению Боярскова, ледовые скульптуры у здания администрации Архангельска могут разрушиться раньше. На площади постоянно задувает ветер. И при малейшей оттепели все тонкие детали «поплывут». С этой точки зрения у фигур возле «Соломбалы-Арт» больше шансов на долгое существование. Если, конечно, их пощадят горожане.
Элла Микушева