14 сентября 2008 года «Боинг-737» компании «Аэрофлот-Норд» разбился при повторном заходе на посадку. Обломки лайнера рухнули прямо на рельсы Транссиба, 88 человек погибли. Среди погибших — стюардесса из Архангельска Тамара Норицына. Она всегда мечтала летать. Воспоминания ее мамы — очень личная, человеческая история.
Антонина Норицына из Архангельска прилетела в Пермь этой ночью. По словам женщины, связь с некоторыми семьями погибших она поддерживает.
— Приезжаем не каждый год. Последний раз были пять лет назад, — начала свой рассказ Антонина Норицына. — В этом году я обязательно решила съездить. У меня онкология... Когда мы прилетели в Пермь в первый раз — это было в 2008 году, я общалась с женщиной с Украины. Ее муж тоже погиб в том рейсе. У нее в высших инстанциях родственники сообщили, что это был теракт. А разгласят это лет через пятьдесят. И этой информации я верю. Никак не мог летный состав быть пьяным. Возможно, были неисправности в самолете. И эта версия тоже гораздо правдоподобнее.
Эти годы Антонина общалась с женой второго пилота Рустама Аллабердина.
— Знаю, что у командира, пилота Родиона Медведева жена, она сама стюардесса, незадолго до этого рейса родила. Мы с ней виделись всего один раз, — рассказала Антонина. — На пятилетии я была в Перми, общалась с родственниками пассажиров. Эта встреча была очень теплой. Это было человеческое отношение. Сам мемориал в виде 88 каменных колонн мне нравится, сделали достойно. Еще одна стела стоит на Северном кладбище. Там капсула, в которой лежит горсть земли с места трагедии.
Тамара Норицына работала стюардессой меньше двух лет. Она только закончила экономический факультет, параллельно выучилась на бортпроводника в Архангельске. После курсов стюардесс девушка поехала на повышение квалификации в Германию, где успешно прошла стажировку. Работала на тренажерах.
— Я всю жизнь работала в аэропорту на складе по перевозкам, дочки ко мне приходили, — вспоминает Антонина. — Потом стали там подрабатывать. А Тамара даже самолеты пошла мыть, лишь бы быть ближе к авиации. Она очень хотела летать, говорила об этом много раз. В институте и школе Тамара у меня была заводилой, очень ее любили. Открытый человек. Моя младшая дочь сейчас тоже работает в аэропорту — начальником смен.
11 сентября Тамара проводила маму в отпуск на юг, а сама должна была уехать в Москву в командировку на неделю. Но напарница заболела, девушку поставили на этот рейс:
— С этой стюардессой мы не общаемся. На прощании, отпевании, говорят, была и плакала. Винила себя.
Другие истории семей, которые пермская трагедия в один миг лишила отцов, мужей, дочерей и сыновей, — в материале наших коллег из Перми.
Вероника Свизева