В нашу жизнь — хотим мы этого или нет — вернулись 90-е годы. Молодое поколение выражает это прежде всего через одежду и музыку. Рейв-культура возвращается на вечеринки, хип-хоп переживает свой ренессанс. А по соцсетям шагает флешмоб «Мои 90-е». Люди постарше выкладывают свои фото тех лет и рассуждают, что для них значит та эпоха. Специально для 29.ru деятели культуры, масс-медиа и общественники Архангельска рассказали и показали, какими были «их 90-е».
Илья Кузубов, организатор фестиваля «Тайбола»
— На фото ученики Ягринской гуманитарной гимназии a.k.a. Школа № 31, я слева. Снимок сделан в Северодвинске на проспекте Приморском, 42.
Мои 90-е — это незатейливые граффити и увлечение хип-хоп культурой. За неимением других материалов разрисовывали стенку с друзьями-одноклассниками цветными мелками. Это один из лучших периодов жизни: детство, школа, юность, первые приключения и самые верные друзья, дискотеки, широкие штаны, КВН, телеканал MTV-Россия, сетевые баталии в WarCraft2 и DOOM2, походы в лес с бабушкой и дедушкой, осознанная любовь к Белому морю и стремление узнать, как устроен мир. Ужасов не помню, зато помню, как британский электронный андеграунд в лице The Prodidgy звучал даже по «Радио России». Помню, как Земфира заиграла из каждого утюга. Помню, как начал писать километровые письма и сочинения для себя, а не в качестве домашки. Помню шумы dial-up модемов, тонны прочитанных книжек и время, когда электронные письма заменяли мобильные телефоны, которых не было. Одежда была с «Черкизона» и «Лужников», но в 15 лет это не имело особого значения для меня. В общем, было скорее весело и интересно, чем наоборот.
Анжелика Долинина, руководитель медиа-центра САФУ, программный директор кинофестиваля Arctic Open
— На этом фото руководители «Молодежного канала» авторского вещания ВГТРК «Поморье», 1998 год. На фото режиссер монтажа Игорь Жданов, руководитель «Молодежного канала» Олег Бараев и я — шеф-редактор, режиссёр «Молодежного канала».
90-е годы для меня — время творческой свободы и неограниченных возможностей. Молодежный канал выходил ежедневно в часовой прямой эфир. Зритель был нашим партнером, а не «немым» слушателем. Прямые звонки в студию, интерактивная связь — все это позволяло слышать каждого дозвонившегося. Редакция «Молодежки» работала во всех жанрах телевизионной публицистики: от новостей и ток-шоу, до создания документальных фильмов. Золотое время настоящей, свободной журналистики!
Василий Ларионов, директор Поморской филармонии
— Это США, штат Миссури, лагерь бойскаутов. Две, в общем-то, счастливо случайные поездки в Америку в 1991 и в 1993 годах во многом определили мое мировоззрение, ценности, вкусы и взгляды. Для школьника из СССР это была другая планета.
Девяностые — это квинтэссенция всей моей жизни! Они, как магический шар, вместили в себя все самые значимые моменты: школу, университет, друзей на всю жизнь, знакомство с будущей женой, любовь, свадьбу, и даже рождение дочки, если считать 2000 год концом декады 90-х. Вряд ли какое-то отдельное десятилетие в русской истории можно с полным правом назвать эпохой — а 90-е эпохой были. А еще это время беспримесной свободы — и личной, и разлитой в воздухе, доступной всем. Мы этой свободой дышали. И жили.
Карина Аксёнова, зоозащитник, волонтёр приюта бездомных животных в Катунино
— Это место, где сделано фото, помню прекрасно — Троицкий проспект, между 138-м и 140-м домом. Мальчик в середине — гость из Нижнего Новгорода. Эту поездку он помнит до сих пор. Помнит набережную Архангельска, подводные лодки, которые видел в Северодвинске, кафе «Лакомка» с чудесными пирожными. Для фото он надел военную форму моего папы, морского офицера.
В те годы не было мобильной связи и компьютеров, а потому процветало человеческое общение. Фразы: «А Катя выйдет?» или «Дима, домой!» звучали в каждом дворе. Нормально было прийти в гости без предупреждения. Вечерами собирались на веранде детского садика большой компанией, песни пели под гитару, музыку слушали на магнитофоне с батарейками — Цой, ДДТ. Это было наше время. Человечности и участия было больше.
Сергей Чуркин, актёр Архангельского театр драмы имени М.В. Ломоносова
— Эта фотография сделана на железнодорожном мосту. Мои 90-е годы были разными. Их начало — это пустые залы в театрах, на сцене народу больше, чем в зале, все по домам смотрят видеомагнитофоны. Невыплата зарплат по полгода. Зарабатывали только халтурой в детсадах и школах. В конце 90-х стало лучше — пришел новый режиссер Петр Анатольевич Суворов. У театра — новый виток, он встал с колен. Новые спектакли, роли! Зритель пошёл к нам! Я поступил в ГИТИС. Родилась дочь Маша, сейчас она студентка продюсерского факультета ГИТИСа. Стабильность наступила.
Дмитрий Чистяков, начальник группы информационного обеспечения деятельности ГУ МЧС России по Архангельской области
— Это 1997 год. Я окончил университет и пошёл работать по специальности «учитель начальных классов» в 1-й класс школы № 87 на Исакогорской лесобазе, как и мечтал. Мне очень нравилась эта творческая специальность! Подросшие, взрослые мои первые ученики этим летом пригласили меня на 10-летие окончания школы. Хотя учил я их всего год. В октябре 1998 года был призван в армию, и с тех пор погоны считай не снимал. Но в школы и по сей день хожу как в близкое и родное место, дети — это моя любимая аудитория, и любовь к педагогике никуда не делась!
Мои 90-е прошли под знаком перемен, драйва, непонятных войн в национальных республиках. Для меня это было время бедности, одежды из секонд-хенда, надежд на лучшие времена. Я ведь очень мечтал о карьере педагога, мечтал работать по Амонашвили, сделать новую школу! Я очень плодотворно занимался декоративно-прикладным искусством. Каждые каникулы ездил в детский лагерь «Автомобилист» в Холмогорском районе, от вожатого дошёл до старшего воспитателя. Я готовил себя не к офицерской карьере.
Копал огород, топил печи, разводил кроликов. Косил сено. Влюблялся и страдал... Но это время вспоминаешь добром хотя бы за то, что был молод и жил очень интересно, насыщенно и со смыслом.
Элла Микушева