Архангелогородец Владислав Давыдов после окончания школы встал перед выбором: получить не очень престижную специальность в местном вузе или рискнуть и уехать в Европу. Перспектив для молодёжи он в России не видел. С 2016 года Владислав живёт в Польше, там он получил высшее образование. Специально для 29.RU он рассказал, как в Европе относятся к мигрантам из России и почему студентам проще переехать в другую страну.
«Перспектив не видел ни в одном городе»
Владислав стал участником проекта Евросоюза для молодёжи из стран третьего мира Европы. Это был шанс получить бесплатное образование в Польше, которое ценится во всём мире. Он поступил в университет города Катовице, что в Силезском Воеводстве, — это юг страны.
— Изначально я хотел попробовать сделать репатриацию в Литву, поскольку имею литовские корни по материнской линии, но это было чем-то далеким, сопровождающимся мыслями: «Вот заработаю денег и тогда попробую». Однако попал в Польшу, с которой у меня нет ничего общего, и я её не рассматривал для переезда, — вспоминает Владислав. — Семья у меня среднестатистическая. Помимо меня, в семье еще есть маленький брат, на содержание которого уходит огромная часть дохода семьи. Я говорю о детском питании, памперсах, лекарствах, игрушках и так далее. Рано или поздно мне пришлось бы покинуть родительский дом, и я уже строил планы на возможное будущее.
У молодого человека всё больше возникало вопросов к тому, что происходит в России. По его мнению, жизнь простых россиян с каждым годом становится всё беднее и тяжелее. Курс рубля падает, реальные доходы населения — тоже, тарифы и цены растут.
— Когда я оканчивал школу в 2016 году, уже было понятно, что никаких перспектив и перемен ждать не стоит. Россия взяла курс на изоляцию от мира, а наглость властей, твердящих «Денег нет, но вы держитесь» никого не возмущала. Даже если учесть тысячные митинги после расследований ФБК* — это всё равно ничтожно мало для многомиллионной страны. Это показало мне полное безразличие народа и то, что перемен ждать не стоит. Перспектив в стране, где можно сесть в тюрьму за репост, а полиция пугает своим видом даже порядочного человека, я для себя не видел ни в одном её городе, — считает он.
Родители Владислава предложили купить ему «однушку» в новостройке. Первый взнос сделали бы на деньги материнского капитала. Оставшуюся сумму вчерашний школьник выплачивал бы сам. Но он отказался.
— Я являюсь реалистом и оценил возможности жизни с ипотекой для молодого парня в Архангельске. По моим мыслям, это оказалось бы батрачеством, рабством. Когда до 50% доходов уходило бы на оплату ипотеки, это ненормально для молодого парня, полного амбиций и жажды увидеть мир. Да и перспективы учиться в САФУ на специальности «Социальная работа» меня не сильно впечатляли. А благодаря ЕГЭ мне указали, что я могу учиться только там, и ничего лучшего мне не светит на бюджете.
Ведь сейчас в России не знания важны, а то, насколько ты умеешь решать типовые задачки, подставляя данные в заранее разученные шаблоны.
«Единственное, что тянет на родину, — семья и любовь к Поморью»
Покосившиеся деревянные хижины, хрущёвки и чёрный дым из заводских труб — такими видами провожала Владислава родина. Никакого сожаления об отъезде он не испытывал — был в предвкушении новых знаний и впечатлений. Затем началась учёба, и только спустя какое-то время он задумался: «А что если вернуться? Быть может, всё стало лучше?».
— Я приезжал домой через Калининград, Санкт-Петербург. И даже эти обожаемые россиянами и считающиеся «хорошими» города заставляли меня тосковать по порядку, чистоте, экологии и развитости Европы, — признаётся Владислав. — Сейчас кажется, будто между странами разрыв в 50 и более лет. После посещения России все мысли о возвращении отпадали сразу после пересечения границы. Единственное, что меня тянет туда, — это семья и любовь к Поморью. Я являюсь в какой-то степени регионалистом и считаю, что у нашего края куда лучше бы шли дела при децентрализации и наличии прав «работать на себя». Пока это колония Москвы, все будут валить оттуда, и я уже встречал наших северных ребят в Польше и той же Прибалтике, которые признавались, что любят Поморье за природу, белые ночи, северные сияния, самобытных людей, но увы, не нашли там перспективы для себя.
Владислава удивило в Польше то, насколько сильно она за 20 лет опередила Россию по уровню жизни. В первую очередь он обратил внимание на образование, медицину, уровень зарплат и пенсий и цены в магазинах.
— Цены на 20–40% ниже на все продукты, книги, мебель, косметику, автозапчасти. Также в Польше продаются деликатесы со всей Европы по очень демократичным ценам. Даже жители Калининградской области приезжают отовариться таким продуктами, как колбасы, молоко, конфеты, потому что дешевле доехать и купить здесь, чем пойти и купить там, в России. Качество продуктов здесь намного выше, по крайней мере, чем в Архангельске. Удивительно всё это тем, что еще 20 лет назад поляки ездили покупать продукты в Беларусь, Украину, ездили туда на заработки, в том числе и в Калининградскую область, а сейчас все ездят в Польшу.
Но даже при таком изобилии не так-то просто существовать, если не знаешь языка. Владислав признаётся: заранее польский он не учил, и поначалу было сложно, но помогло усердие и желание понимать окружающих. Тем более что польский язык похож на русский. Кстати, в Польше русский язык изучают во многих школах. Именно по-русски в основном общаются жители постсоветских стран: эстонцы и латыши, белорусы и украинцы.
Ещё одно существенное, по мнению Владислава, отличие Польши от России — там есть уверенность, что полиция граждан действительно бережёт. Молодой человек считает, что на его родине с этим есть проблемы.
— Жизнь в Польше отличается тем, что у вас есть понятие о том, что полиция и государство всегда вас защитят, не оставят без денег, не подбросят наркотики, не будут вымогать взятки. Полицейский всегда пойдет навстречу, у него нет «планов» и «палок», ему незачем по пустяку вас прессовать. Иной раз полицейские на дороге могут ночью остановить вас, чтоб проверить ваше состояние и напомнить о том, что в дороге необходимо делать остановки, — говорит Владислав.
В культурном плане отличий не так много. Например, для православных почти в каждом польском городе действуют приходы, православное Рождество, как и католическое, объявлено выходным днём. Правда, жизнь по воскресеньям немного замирает в Польше. В этот день работают только маленькие магазины, бары и большие сетевые закусочные.
«Польша — как кошка, заботящаяся о чужих котятах»
Тем, кто решился на переезд в другую страну, Владислав советует хорошо к этому подготовиться. Работающим людям обосноваться в Евросоюзе будет не так просто, студентам — легче.
— Во-первых, необходима причина переезда. Железобетонная — это учёба. Если вы попытаетесь приехать по работе, то в консульстве могут посчитать вашу работу не приоритетной для Польши и отказать в выдаче рабочей визы. Во-вторых, учите язык, лучше заранее! Ну и берите на первое время не менее 1000 евро, это поможет вам первые два месяца, а если вы студент, то больше, не искать в срочном порядке работу, а заниматься необходимыми делами по вашей причине переезда.
Как же к приезжим относятся в Польше? Владислав выделяет три группы людей, которые по-разному воспринимают мигрантов из России. В первую группу попали те, кто рад переехавшим из России.
— Они рады новым знакомствам и счастливы, что приезжают мигранты именно из СНГ, а не из мусульманских стран, — говорит о своих наблюдениях молодой человек. — Привычных для России исламских праздников, публичных убийств животных в центре городов и прочего в Польше просто нет. Мусульманская община здесь очень немногочисленна и состоит в основном из местных, живущих тут поколениями, давно ассимилировавшихся и уважающих то, что это страна христиан в первую очередь.
И всё же большинству поляков — это условно вторая группа — всё равно, из какой страны вы приехали. Главное, чтобы вы соблюдали закон и уважали традиции страны. Третья группа — те, кто настроен негативно. Таких людей можно встретить чаще на окраинах городов, их жизнь сложилась не очень успешно. Владиславу с такими не доводилось общаться. Но даже если и придётся, это вряд ли заставит его отказаться от планов на жизнь в Европе.
— Мои мысли такие, что для меня будущее есть только в Польше. Эта страна дала мне то, чего не могла дать мне Россия, — образование, за это она уже завоевала отдельное место в моём сердце, — признается Владислав.
Это как кошка, заботящаяся о чужих котятах. Ну и сами по себе поляки — потрясающие люди.
Этим летом северянин закончил учёбу и переехал в Краков. Пока он подрабатывает и ищет потихоньку работу по специальности.
* Признан иноагентом