Вам нравится природа и культура Севера? Жительницам Архангельска Марине Титовой и Анне Ширяевой — очень! Девушки съездили в Пинежский район и поделились своими впечатлениями от поездки.
Седьмого дня второго месяца да года-от двадцатого направились труженики культуры во Пинежску сторонушку, дабы изведать землю ту, разузнать, каки думы-думушки одолели жителей тамошних. Не испужались путники дороги дальней да нелёгкой, уселись на коня чудесного, коня стального, да и отправились во края неизведанные. Несётся конь, трясётся конь… Ох, дороги-то русские! Всю-от душеньку-то вымотали, всё нутро-то повытрясли! Выпало на долю путников немало трудностей, порой порато тяжко приходилось. Но выстояли, не шелохнулись, не сломились, не оступились от замысла своего заветного и преодолели путь тот, что простирается по бескрайним просторам нашим северным. Поглядели на народ пинежской, узнали их чаяния да надежды разные. А после домой воротились, дабы весть донести в град Архангельский. Вот теперича и излагаем ту молву народную.
«…
— Ну, как, девоньки, помогли вам?
— Спасибо, бабушка. В каждом доме нам рады были.
— Дак не мудрено. Я вас к людям своей веры посылала — как могло иначе-то?
— А какая у вас вера?
— А вера у меня такая: доколе жива, добро людям делать».
(С) Фёдор Абрамов
Доброта, искренность, душевность — именно с этими словами теперь ассоциируется у нас с Аней светлое Пинежье и его гостеприимные жители. Приветливость и решительность наших водителей, простор и уют «Татьяниной избы», тепло и радушие «Марьиного дома», безграничная любовь к пинежским самородкам Фёдору Абрамову и Марии Кривополеновой, бытующая в рассказах наших коллег — сотрудниц деревенских музеев и библиотек…
«Нельзя мне в городе жить, душа моя замрёт без домашнего воздуха отецкого да материнского. О тяжёлой жизни говорите, какая же это тяжесть. Ну, плохи, неподходящи бывают дни там или недели. А радости да восторгу сколько на родительской-то земле. Как земля зацветёт, травы встанут, лесины в каком наряде стоят. Зимой снега землю греют, укроют её. Я зимой всюду поспела, зимой дорога открыта, в каждой деревне в любой дом захожу. Хозяйки зимой дома, к вечерку люди соберутся на мой приход. Как знакомая всем, и веду свои пропевания, небывальщинами тешу. Люди слушают, смотрю, какие лица да глаза у них, у каждого своя дума радостная, а то и печальная. Подпевают небывальщинам. Тут мне и радость. Добрым словом меня награждали, никогда обиды не видела. Марьей Дмитриевной прозвали…»
(С) Мария Кривополенова
А ещё Пинежье — это удивительной красоты природа: вольная лента реки, глухомань берендеевых лесов, необъятная ширь и неоглядная глубина неба…
Ну, это, ребята, присказки, а дело всё впереди.
Есть мысль вернуться на Пинежье летом, в августе-сентябре, и сплавиться с Белореченского до посёлка Пинега (ещё более смелый вариант — не ограничиться только Пинегой и продолжить путешествие по Кулою до Карьеполья). Путешественники, отзовитесь!
Ну, что, захотелось в Пинежье?